Wedding-rings-WikipediaХристианство всегда имело более суровый взгляд на любовь – гетеро или гомосексуальную – чем остальные религии

Рукоположение и признание своего первого епископа-гомосексуала стало для Англиканской церкви событием, способным расколоть церковь пополам. Последний раз подобное волнение Церковь Англии испытывала во времена, когда принималось решение о рукоположении женщин в служители. Тоже самое происходит теперь и в США, где открытый священник-гей был выбран Епископом Нью-Гэмпшира. Однако многие христиане Америки считают отрицание гомосексуальности признаком традиционности и ортодоксии.

Вопрос сексуальности и гендера уже долгое время является Ахиллесовой пятой западного христианства. В самом деле, на заре церкви христиане с предубеждением относились к браку и видели в целибате наиважнейшее призвание христианина. Иисус призывал своих последователей оставить своих жён и детей (Евангелие от Луки 14:25-26). Апостол Павел, ранний христианский автор, был убеждён, что, поскольку Иисус скоро вернётся и установит Царствие Божие, в котором не будет брачных союзов, то не имеет никакого смысла обзаводиться женой или мужем. Павел аккуратно подчёркивает, что это является его личным мнением, а не Божественным повелением. Для христиан было совершенно естественно заключать брачные союзы, если они того хотели, но в виду приближающегося Второго Пришествия, личной рекомендацией Павла был целибат.

Отцы церкви часто ссылались на этот отрывок Нового Завета, когда осуждали брак, и делали это с такой же яростью, какой сейчас христиане порицают однополые партнёрства. Отцы церкви признавали – пусть и неохотно – что брак был частью Божьего плана. Блаженный Августин учил, что в начале в Эдемском Саду сексуальные отношения в браке являлись добром и были логически обоснованы. Однако после грехопадения сексуальность стала признаком человеческой хронической греховной природы, неистовой и неуправляемой силой, безумием, животным удовольствием, которое отвлекает нас от восприятия Бога. Доктрина Блаженного Августина о первородном грехе смешала воедино сексуальность и грех в умах западных христиан.

На протяжении столетий этот факт клеймил позором институт брака. В своём обращении в христианство Августин видел призыв к целибату. «Мы не должны осуждать брак по причине похоти», разъяснял он, «но так же нам не должно превозносить похоть по причине благости брака». Его учитель, святой Амвросий Медиоланский, был уверен, что «девственность – единственная вещь, которая отличает нас от животных». Северо-Африканский теолог Тертуллиан приравнивал брак к прелюбодеянию. «Отдавать предпочтение невинности никак не сможет унизить брачные узы», писал святой Иероним. «Никто не способен сопоставить две вещи, если одна из них благая, а вторая — дурная». Когда одна из его последовательниц приняла решение вступить в повторный брак, Иероним в отвращении повернулся к ней и сказал: «Собака вернулась обратно к своей блевотине, и свинья, которую отмыли, снова будет копаться в грязи».

Во времена Средневековья венчание производили на крыльце Английских церквей, а не в Богослужебном зале – тем самым обозначая маргинальность брачного статуса в ристианском мировоззрении: в «Мещанке из Бата» Джеффри Чосер венчает свою героиню 5 раз «у дверей церковных». Даже Лютер, покинувший монастырь по причине своего желания вступить в брак, унаследовал суровое отношение Августина к сексу. «Не суть важно какую хвалу получает брак», писал он, «я не признаю его как что-то не греховное». Брак был «больницей для страждущих людей». Он лишь одевал маску порядочности на позорный акт, для того, чтобы «Бог закрывал на это глаза».

Кальвин стал первым западным теологом прославлявшим брак. И после этого христиане стали говорить «священные узы брака». Однако лишь относительно недавно появилось увлечение «семейными ценностями». Но священникам Римской Католической Церкви должно блюсти целибат до сих пор, и каким бы ни было официальное учение церкви о священности брака, запрет на контрацептивы подразумевает, что лишь те сексуальные отношения законны, которые приводят к деторождению. Из всей истории можно заключить, что христианство имеет наиболее отрицательное отношение к гетеросексуальной любви, чем остальные религиозные верования.

Попытка признать гомосексуальные партнёрства, которую мы наблюдаем в настоящее время, является очередным результатом длительной борьбы за внесение сексуальности в сферу священного. В принципе, христианству следует с уважением относится к телесности, поскольку оно рассказывает о том, как Бог в каком-то смысле взял человеческое тело и использовал его для искупления этого мира. Но евангельские христиане поспорили бы с этим – они как раз являются противниками рукоположения геев – потому что Библия осуждает содомский грех, а поэтому не стоит рассчитывать на признание гомосексуальности в ближайшем будущем.

Однако суть в том, что все читают Библию избирательно. Следуй человечество каждому библейскому правилу буква в букву, мир был бы полон христиан, которые любят своих врагов и отказываются судить других людей – но дело, разумеется не в этом. Христиане так же должны бы были есть кошерное мясо (Деяния 15:20) и побивать камнями своих непослушных сыновей до смерти (Второзаконие 21:18-21). Мир изменился и практики, которые были приняты 2000 лет назад, в настоящее время являются отвратительными и несовместимыми с реалиями. И мы сами обладаем более сложным пониманием сексуальности, чем библейские авторы.

Библию необходимо читать с осторожностью. История Содома и Гоморры в книге Бытия 19 главе осуждает гомосексуальное изнасилование и нарушение священного правила гостеприимства, а не гомосексуальность как таковую. В ней ничего не говорится о стабильных гомосексуальных отношениях, которые являются важной характеристикой современного западного общества, и не существовали в такой форме в библейские времена.

Опять же, законы против содомии из книги Левит 18 и 20 глав не применимы к обыденным человеческим взаимоотношениям. Авторы книги Левит главным образом были озабочены храмовыми ритуалами. Практики, запрещаемые в этих главах, касались в основном идолопоклоннических религий востока, которые, как мы все знаем из Библии, являлись для Израильского народа невероятно привлекательными: ритуальное сношение с животными (которое практиковалось в Египте), жертвоприношение младенцев и использование менструальной крови в ритуальных целях и колдовстве. Стихи Писания против содомии (Левит 18:22; 20:13) запрещают храмовую проституцию: в конце седьмого века существовал дом священных проституток-мужчин в храме Господа в Иерусалиме (4 Книга Царств 23:7). Именно такой вид поклонения, который осквернял землю, заботил Левитов.

В подобном духе Апостол Павел осуждает «противоестественные сношения», которые имели место в Греко-Римском мире. Павлу претило это ввиду его примитивного отвращения к идолопоклонству. В идолопоклонстве он видел корень всех отклонений (Послание Римлянам 1:20-31). Библия это не святая энциклопедия, дающая определённую и однозначную информацию. Она так же не является сборником законов, которые можно без разбора применять в нашем очень разношёрстном обществе. Вырывая из литературного и культурного контекста отдельные предложения, мы можем исказить их смысл. Мы же должны наоборот смотреть на основополагающие принципы библейской религии и творчески применять их в наших конкретных ситуациях.

Современные читатели книги Левит зачастую неверно понимают эту книгу. На протяжении всего Пятикнижия (Моисея) авторы-священники делают упор на сострадательную заботу Бога о своих созданиях: всё, созданное Богом, было хорошо. Даже те животные, названные “нечистыми” для культа, должны быть оставлены в покое и неприкосновенности. В Новом Завете Иисус проводит время в общении с теми, чья сексуальная жизнь осуждалась фарисейским истеблишментом. Иисус говорил, что никто не имеет права первым бросить камень в этих людей.

На протяжении столетий у христиан не получалось жить согласно заповеди о включении всех, для них оказалось сложным принять свою сексуальность. Рано или поздно, однако, они научились преодолевать свои собственные предрассудки об исключительной правильности целибата и поняли, что гетеросексуальный брак может привести их к Богу. Теперь же им надо быть готовым к очередному шагу.

30 июня 2003 г.

Источник: The Guardian

Карен Армстронг (род. 14.11.1944) — известный историк религии, автор множества книг на религиозные темы, переведенных на сорок языков.

Перевод: Антон Кузьмин