Предуведомление от Nuntiare et Recreare: данный текст был опубликован в качестве редакторской статьи в The National Catholic Reporter (NCR) 3 декабря 2012 г. NCR – независимая национальная католическая газета США. Поводом для написания текста явился незаконный, с точки зрения редакции NCR, запрет в служении и увольнение священника Роя Буржуа из организации Maryknoll Fathers and Brothers, в которой он служил в течении 45 лет, за его поддержку рукоположения женщин, в частности за его участие в рукоположении Дженис Севр-Дсюзунска в августе 2008 года.
Призвание к священническому служению – это дар от Бога. Оно берет свое начало в крещении, взращивается и утверждается сообществом верующих, потому что проявляется в человеке ярко как харизма. Католические женщины, распознавшие в себе призвание к служению и получившие подтверждение от общины, должны быть рукоположены в Римско-Католической церкви. Препятствовать рукоположению женщин – это несправедливость, которую необходимо остановить.
Наиболее вопиющее заявление было сделано в пресс-релизе от 19 ноября касательно «отлучения от церкви, отставки и исключения из рядов духовенства» Роя Буржуа, где утверждалось, что «непослушание» Буржуа и «кампания против учений Католической церкви игнорировали чувства верующих». Ничто не может быть дальше от истины. Буржуа, самой жизнью настроенный на то, чтобы слушать угнетенных, всегда слышал голоса верующих и отвечал им.
Буржуа поднял вопрос рукоположения женщин до уровня рассмотрения по существу. Он говорит, что никто не может судить о том, кого Бог может призвать к служению, а кого нет. Также, по его мнению объявлять анатомические особенности препятствием для того, чтобы Господь отправил человека на некое служение – это абсурдное ограничение Божьего всемогущества. Большинство членов Церкви верят в это.
Давайте рассмотрим историю реакции официального Рима на рукоположение женщин:
В апреле 1976 года Папская Библейская Комиссия единогласно постановила: «Судя по всему, Новый Завет сам по себе не позволяет нам раз и навсегда решить проблему доступа женщин к пресвитерству». В ходе дальнейших обсуждений комиссия проголосовала за то, что Писание само по себе не исключает рукоположения женщин (12 против 5), а также за то, что церковь может рукополагать женщин без нарушения первоначальных намерений Христа (12 против 5).
В папской декларации «Inter Insigniores» (датировано 15 октября 1976 года, но выпущено только в январе следующего года) Конгрегация Доктрины Веры говорит: «Церковь, верная примеру Господа, не имеет никакого права допускать женщин к рукоположению». Это заявление, опубликованное с одобрения Папы Павла VI, было сравнительно мягким «не считая себя вправе».
Папа Иоанн-Павел II существенно поднял уровень обсуждения в «Ordinatio Sacerdotalis» (22 мая 1994 года): «Мы заявляем, что Церковь ни при каких обстоятельствах не имеет власти возлагать в священный сан на женщин, и что этого суждения должны безоговорочно придерживаться все верные Церкви». Иоанн-Павел хотел назвать запрет «не поддающимся изменениям», а это более сильное выражение, чем «должны придерживаться». Однако, как сообщает NCR, это встретило значительное сопротивление со стороны высокопоставленных епископов, собиравшихся на специальную встречу в марте 1995 года в Ватикане, чтобы обсудить документ. Уже тогда епископы, знакомые с потребностями церкви, добились небольших уступок по направлению к изменению учения.
Но и эта крохотная победа оказалась быстротечной.
В октябре 1995 года Конгрегация Доктрины Веры пошла дальше, выпустив документ «responsum ad propositum dubium», касающийся природы учения, изложенного в «Ordinatio Sacerdotalis»: «Это учение, основанное на записанном Слове Господа и от начала сохраняемое и применяемое в Предании Церкви, и оно изложено безошибочно в ординарном и всеобъемлющем Учительстве (Церкви)». Как сказано в «responsum» запрет на рукоположение женщин относится к «основам веры».
Задачей «responsum» было прекращение дискуссий.
В сопроводительном письме к «responsum» Кардинал Йозеф Ратцингер, тогда глава Конгрегации, просил президентов епископских конференций сделать все возможное, чтобы обеспечить распространение и благоприятный приём письма, особенно заботясь о том, чтобы двусмысленные и противоречивые позиции среди теологов и душепопечителей более не появлялись.
Несмотря на безусловность, с которой «Ordinatio Sacerdotalis» и «responsum» были выпущены, они не ответили на поставленные вопросы.
Многие отмечали, что утверждение «учения, основанного на записанном Слове Господа» полностью игнорирует результаты Папской Библейской Комиссии 1976 года.
Другие отмечали, что Конгрегация Доктрины Веры не заявляла о папской непогрешимости, она сказала, что в документе «Ordinatio Sacerdotalis» Папа учит, что «оно изложено безошибочно в ординарном и всеобъемлющем Учительстве». Однако это тоже находится под вопросом, потому что на тот момент многие епископы по всему миру сомневались в запрете рукоположения женщин, хотя их голоса и были слабо слышны в обществе.
В статье, опубликованной в британcкой католической газете «The Tablet» в декабре 1995 года, иезуит о. Фрэнсис А. Салливан (Fr. Francis A. Sullivan), говоря о богословской власти Учительства, цитировал Канон 749, обращает внимание на то, что ни одна доктрина не может быть определена как безошибочная до тех пор, пока это явно не установлено. «В моей голове все еще сохраняется вопрос: действительно ли все епископы Католической Церкви согласны с учением Папы Иоанна-Павла», — писал Салливан.
Документ «responsum» застал почти всех епископов врасплох. Датированный октябрем, он не был опубликован до 18 ноября. Архиепископ Уильям Килер (William Keeler) из Балтимора , на тот момент покидающий свой пост президента Конференции епископов США, получил документ без предупреждения через три часа после того, как закончилась ежегодная осенняя конференция. Один епископ заявил NCR, что узнал о документе из газеты «Нью-Йорк Таймс». По его словам многие епископы были потрясены заявлением. Как и все другие епископы, он предпочел говорить на условиях анонимности.
А Ватикан уже старался снять все вопросы. Иезуит о. Томас Риз (Thomas Reese) в своей книге «Архиепископ: внутри властной структуры Католической Церкви Америки» (1989) рассказывал, что вопрос о женском священстве использовался в качестве лакмусовой бумажки во время интервью с претендентами на пост епископа.
Менее чем через год после издания «Ordinatio Sacerdotalis» сестра Кармел МакЭнрой (Carmel McEnroy) была уволена с постоянного поста преподавателя теологии в семинарии Святого Мейнрада в Индиане из-за открытого несогласия с позицией Церкви, она подписала открытое письмо к Папе, призывающее разрешить рукоположение женщин. Скорее всего, сестра МакЭнрой стала первой жертвой «Ordinatio Sacerdotalis», но потом последовали и другие, и вот недавно — Рой Буржуа.
Преподобный Джон Генри Ньюман (John Henry Newman) говорил, что есть три источника учительства в церкви: епископы, теологи и люди. В случае с рукоположением женщин два из трех голосов неслышны, поэтому третий голос должен звучать громче. Мы должны говорить об этом везде, где можно: на заседаниях приходского совета, на встречах верующих, собраниях диоцеза и академических семинарах. Мы должны писать письма нашим епископам, редакторам местных газет и телевизионных каналов.
Мы верим, что запрет рукоположения женщин не имеет серьезного основания в Писании или иного веского рационального обоснования, следовательно женщин стоит рукополагать. Мы слышали подтверждение этому в бесчисленных разговорах в приходских и лекционных залах, на семейных собраниях. Это приходило с изучением Писания и в молитве, как личной, так и в группе. Отважным свидетельством является пример участников Конференции по вопросу рукоположения женщин, которые пришли к этому убеждению после изучения с молитвой даже такого документа, как «Ordinatio Sacerdotalis».
NCR присоединяется к голосу Роя Буржуа и призывает Католическую церковь устранить несправедливость.
Оригинал статьи
Перевод: Татьяна Лехаткова, специально для сайта Nuntiare et Recreare
Редактор: Валерий Созаев, Антон Кузьмин