Елена Кравченко. Влияние феминистской теологии на современное положение женщины

patriarchyВ статье исследуются вопросы становления феминистской теологии и ее влияние на положение, отводимое женщине религиями иудео-христианской традиции. Через призму когнитивного диссонанса рассматривается проблема возникновения противоречий в сознании из-за несоответствия модели поведения предлагаемой женщине церковью, с современными устоями. Проводится параллель с событиями, происходящими сегодня.

Религии иудео-христианской традиции доминируют в мире. Велико влияние данных религий и на другие конфессии в плане разрешения различных социальных проблем. Христианство является одной из религий, доминирующей и на территории Украины, претендующей на роль духовной опоры общества. Нам представляется весьма актуальным рассмотреть и альтернативные традиционным религиозным концепциям учения, представленные феминистской философией религии. Феминистские теологи считают, что религиозные догматы и практики, наряду с одобряемыми ими запретами, приписывают женщинам негативную роль и лишают их возможности выражения женского духовного опыта. Решение женского вопроса в религии позволяет изучить ее влияние на различные духовные процессы, протекающие в обществе. На данном этапе некоторыми религиями осуществляется попытка дать «ответ» на «вызов» современного социума в вопросе о положении женщины.

Исследования, посвященные рассмотрению позитивной феминистской теологии, представлены немногочисленными работами В. Суковатой, Ф. Реати, Э. Мольтманн-Вендель, М. Оппенхайма. Изучение научной литературы по проблеме позволило увидеть недостаточное внимание исследователей к изучаемому вопросу. Ощущается недостаток работ в украинском религиоведении, посвящённые исследованию феминистской философии религии. Отсутствуют работы, рассматривающие проблему возникновения противоречий в сознании и вследствие этого ощущения неполноты жизни вследствие несоответствия модели поведения предлагаемой женщине церковью, с современными устоями общества через призму когнитивного диссонанса. Также наблюдается отсутствие работ, в которых проводилось бы параллель между события, происходящими в последнее время в мире, и наследием феминистских теологов.

Целью данного исследования является исследование положения женщины в религиях иудео-христианской традиции и феминистской теологии в истории и на современном этапе развития. В ходе исследования решались следующие задачи:

— Раскрыть положение женщины в обществе.

— Рассмотреть становление феминистской теологии.

— Выявить проблемы, на которые указывают феминистские теологи в своей критике традиционного иудаизма и христианства.

— Определить какие изменения произошли в положении занимаемом женщиной в обществе.

Патриархальный характер общественных отношений господствовал на протяжении многих веков. Такое положение вещей устанавливалось и поддерживалось религиозным правом и институтами. В социальной философии вполне обосновано мнение, которое для нас является убедительным, что иудео- христианская традиция, основываясь на библейских сюжетах, отводит женщине второстепенную роль в обществе, превращает ее, главным образом, в подвластное мужчине существо. Реализация женщины в таком ее восприятии возможна, как правило, лишь в семье, путем обслуживания мужа, рождения и воспитания детей. Эти функции вытекают из ее предназначения, которые, в общем- то, в этом и заключается.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась переосмыслением роли женщины в культуре. В основном это связывают с мощным феминистическим движением. Феминистическое движение в своем развитии затрагивало и вопросы, связанные с религией, ибо религия является одним из ценностно-формирующих факторов общества. Влияние феминизма на религию привело к возникновению феминистской теологии. Различные исследователи дают схожие определения феминистской теологии. Как отмечает протестантская исследовательница Э. Мольтманн-Вендель «Феминистская теология – это движение женщин, не догматика…это теория опыта, стремящаяся вскрывать осмыслять и улучшать ситуацию в обществе» [6, с. 91]. Американская женщина-богослов Л. Рассел определяет феминистскую теологию как «теологию освобождения в феминистской перспективе», а другая женщина-богослов, Э. Шуслер- Фьоренца отмечает, что эта теология в первую очередь критикует неблагоприятно настроенную к женщине господствующую культуру, а затем размышляет о соответствующей практике освобождения [цит. по 7, с. 167].

Вопрос о причинах возникновения данного движения мы считаем весьма актуальным на теперешний момент, когда уже видны последствия такой переоценки ценностей, и когда мы уже можем судить о соответствии замысла его воплощенной реальности.На основании проведенного исследования, можно выделить ряд причин. Важнейшей причиной является попытка освободится от «мужского образа мышления и поведения, которые до сих пор считались важными, нормальными, логичными и разумными» [6, с.95] .

Феминистская теология возникла как выступление «против двойного стандарта морали» [8, с.184]. Она возникла, ставя перед собой задачу, создания нового типа мышления и воспитание нового поколения в парадигме «взаимности-взаимозависимости» [6, с. 102], а также создание «полной» теологии, «способной интегрировать мужское и женское структуры Церкви с тем, чтобы Церковь была единой общиной женщин и мужчин, способных на солидарность, интеграцию и взаимность» (Ф.Трибл) [цит. по 7,с. 170].

В феминистской теологии доминирует идея, что место, отводимое женщине традиционным иудаизмом и христианством, не позволяет ей реализоваться в обществе полностью и унижает ее как личность.

Феминисткам, в той или иной мере, удалось изменить закрепившиеся ранее в общественном сознании социально-динамические, негативные стереотипы относительно положения женщины в социуме. Слом стереотипов возможен, по их мнению, и в случае соответствующей аргументации и трансформации их основ, заложенных в библейских мифах.

Иудео-христианская традиция в своих аргументах, обосновывающих такое положение женщины, опирается на специфические толкования, которые, по мнению феминисток, закрепили за женщиной создавшееся накануне современной интерпретации положение. Феминистки осуществляют попытку дать новую трактовку этих сюжетов. Общим основанием для феминистской теологии различной направленности стала новая интерпретация библии. «Если религия базируется на фактах и побуждает к поведению, соответствующему природным законам социальной революции, то она становится величайшим помощником в нашем развитии. Если же она опирается на ложные убеждения, вселяя в умы нелогичные и противоречивые мысли, то побуждает поведение, мешающее прогрессу; ее громадная сила удерживает нас внизу, не позволяя развиваться» – так говорит о важности религиозных источников Ш. П. Гилман [10, с. 5]. Большинство феминистских теологов в своих работах уделяют большое внимание интерпретации отдельных фрагментов библии, так как считают, что именно из-за такого ложной понимания, которое было навязано нам, возникло восприятие женщины как «другого ». Реформистский теолог Э. Шуслер-Фиоренца выделяет 3 причины необходимости новой интерпретации библии:

1) На протяжении всей истории и в особенности сегодня библия использовалась для удержания женщины в подчинении и препятствовала ее эмансипации.

2) Не только мужчины, но и в большей степени женщины верят в библию как в слово божье. И не только для мужчин, но и для женщин библия является непререкаемым авторитетом.

3) «Ни одна реформа в области закона или другой культурной области невозможна без реформирования библейской религии, которая провозглашает библию своим святым писанием. Так как все реформы взаимозависимы, то критическая интерпретация библии –это важная политическое стремления, хотя оно и не должно быть благоприятным. Если феминистки будут пренебрегать необходимостью пересмотра библии, из-за наличия более сложных, подавляющих их, политических проблем, они не смогут понять политического влияния Писания на церкви и общество, и, естественно, на жизнь женщины» [17, с. 11]. Л. Расселл, отмечая патриархатный характер библейских текстов, говорит о необходимости ее интерпретации, так как исторические тексты должны быть поняты или оценены в их историческом урегулировании, языке, и форме. Библейские тексты внедрены в патриархатной культуре и записаны с патриархальной точки зрения, т.е. будет полезно пересказать патриархатные библейские истории с женской точки зрения, так как большинство верующих не знает о феминистской перспективе. Библейская интерпретация, которая касается значения библии в постпатриархатной культуре, должна утверждать, что исключительно неженоненавистнические традиции библии представляют божественное открытие, если библия не хочет стать инструментом для притеснения женщин. [13, с. 60-61]

Феминистские теологи (Дж. Кин, Б. МакХаффи) большое внимание уделяют истории сотворения человека и ее интерпретации, так как именно эта история в большинстве случаев становится одним из аргументов при доказательстве более низкого положения женщины по отношению к мужчине ([11, с. 170] [12, с.12]).

Представительница «мягкого феминизма» Э.К. Стентон выделяет еще одну важную проблему, на которую обращают внимание многие феминистские теологи, а именно «маскулинизированный язык бога»-использование мужских местоимений и образов, что приводит к перцепции Бога в качестве мужчины [9, с.171]. Еврейский феминистский теолог Р. Гросс. выделяет проблему абсолютизации языка, которая, в следствие традиционно связываемыми с богом мужским образами и местоимениями, приводит к обожествлению мужчины и мужского, и восприятию мужчины как некоего «стандарта». Также, по мнению автора, «этот язык означает традицию, которая тайно маркирует женщину или женское как другое, меньшее или нечто за пределами царства святого» [13].

Дж. Кин, Дж. Пласкоу, Мери Дали утверждают, что недостачное количество женских божеств в монотеистических религиях привело к убеждению обоих полов в необходимости поклонения мужчине и бесполому богу, соответственно женщина воспринималась как «другой», а женское тело и сексуальность, как нечто «нечистое», «грязное» ([11, с.2], [13]).

Антифеминную направленность ортодоксального христианства имеет , по мнению теологов феминисток, и культ девы Марии. Как отмечают феминистские теологи Дж. Шэберг, Э. Шуслер-Фиоренца мариология и культ Девы Марии обесценивают женщин тремя способами: во-первых, подчеркивая девственность в ущерб сексуальности; во-вторых, односторонне связывая идеал «истинной женственности» с материнством; и, в-третьих, неукоснительно валоризируют повиновение, смирение, пассивность, и подчинение как кардинальные достоинства женщин [15, с.13], [17, с.164-165].

Соответственно основными причинами неверного понимания со стороны традиции, на которые обращают внимание феминистские теологи, является: неправильный перевод (либо прочтение) сюжета о сотворении человека, из-за которого женщина приобретает статус подчиненного мужчине; маскулинизированность языка бога (т.е. употребление местоимений мужского рода и мужских образов бога, и отсюда восприятие мужского, как эталонного; отсутствие богинь); наличие культа Марии, что приводит к созданию недостижимого земными женщинами идеала, подавлению женской сексуальности, выдвигает повиновение, смирение и пассивность в качестве женских достоинств и модели поведения. В результате этого формируется восприятие женщины мужским полом в качестве врага, «другого-чужого», а отнюдь не равного себе.

С изменением положения женщины в обществе и в семье, изменяется и ее положение в церкви. Одним из проявлений слома стереотипов является рукоположение женщин среди некоторых деноминаций. Число женщин-пасторов в протестантских церквях в США за последние десять лет удвоилось, большинство женщин-пасторов имеют ученые степени, полученные в семинариях. Это свидетельствует о том, что религия, ранее сосредоточенная лишь на мужских исследованиях, мужских потребностях и мужском вероисповедании, обращает внимание на потребности женщины. Подводя итог, следует сказать, что изменения отношения к женщине, происходящие в обществе, свидетельствуют о ненапрасном труде феминистских теологов. Женщины постепенно добиваются равного положения с мужчинами не только в семье, в культурной сфере, в политике, но и в церкви. Происходит и постепенное формирование нового сознания, в котором уже существует несколько трансформированное восприятие женщины. И все же, несмотря на такие перемены, женщина по-прежнему не воспринимается как равная. Об этом свидетельствует даже то, насколько сенсационными становятся новости о предоставлении женщине руководящей должности в церкви. И по сей день остаются ярые противники таких перемен в обществе. Православная и католическая церковь до сих пор считают женское священство недопустимым по ряду упоминавшихся выше причин. И все же изменения, произошедшие в обществе, привели к тому, что женщины стали более автономными, сломав некоторые стереотипы, ассоциировавшие женщину лишь с домашним очагом, обязанностями матери, жены. «Материнство перестало быть для женщины судьбой … Теперь оно зависит от выбора. Оно является желаемым. Желаемым в тот момент, который кажется наиболее подходящим, с точки зрения решения, принятого партнерами вместе…» [2].

Формируется и новая модель поведения, предлагаемая женщине религией. Наряду с предоставлением женщине большей автономности, у нее теперь появляется свобода выбора своей деятельности. Активный протест против женского священства со стороны части деноминаций говорит о неподготовленности некоторых культур к восприятию нового типа женственности, отречению от стереотипов, ассоциирующих лидерские качества с маскулинным типом поведения, а также неготовности мужчин принять женщину как равную себе и лишиться главенствующих позиций.

В последнее время мы можем говорить об очередном «вызове» обществу в целом и церкви в частности. Активизация феминистических движений наблюдается на территории стран бывшего СНГ (Россия, Украина). Наибольший резонанс в обществе вызывает деятельность двух феминистских групп: «Femen» и «Pussy Riot». Если говорить конкретнее, то участницы группы «Pussy Riot» выступают за права женщин и гендерную свободу. «Действуя в русле философии свободы Бердяева, они находят угрозу для общества прежде всего в авторитарном государстве и его аналоге – деспотически организованной семье, в которой видят ложное проявление феминности (женственности) с характерной установкой женщин на физическую привлекательность, а мужчин – на коммерциализацию (куплю-продажу) женского тела и закрепощенность женщин в семье. Это феминистическая группа, выступающая против сексизма – за интеллектуальное и духовное развитие женщин, поэтому они обратились с молитвой к Богородице, прося ее стать феминисткой» [1]. Как отмечаю участницы группы, данным поступком они указали на «несоблюдение церковными иерархами христианской аскезы и высказались о преступных масштабах связи церкви и государства» [4].

Феминистская группа «Фемен» среди задач своего движения выделяют «борьбу в защиту женщин и их прав; борьбу против проституции; борьбу против сексуальных домогательств; борьбу за свободу слова» [3]. Перемены, происходящие в обществе в последнее время, свидетельствуют о глубокой переоценке ценностей. Причем эта переоценка происходит как у мужчин, так и у женщин. Мы, опираясь на результаты нашего исследования, считаем, что такие перемены произошли вследствие ряда причин. Наше общество есть отражение семьи, и соответственно, с реальными изменениями положения женщины в семье, изменяются положение женщины в обществе. Несвоевременная реакция церкви на подобные изменения может привести к тому, что она перестанет соответствовать и удовлетворять запросам, которые выдвигает перед ней современное общество, и как следствие лишиться части паствы. А именно: если женщина занимает какую-то руководящую должность, является лидером по натуре, то соответствие модели поведения, предлагаемой ей церковью (смиренность, покорность, пассивность), будет приводить к возникновению когнитивного диссонанса. Не всякая женщина сделает свой выбор в пользу церковной модели поведения. Появление и деятельность современные феминистских движений (таких как «Фемен» и «Pussy Riot») мы считаем связано непосредственно с выше перечисленными факторами.

Еще одной причиной является то, что религия теряет контроль над важными сферами общественной жизни и все больше смещается в сферу частного, что приводит и к смене образа бога: он все меньше осознается как карающий властитель, и все больше воспринимается как любящий Абсолют [5, с. 40]. Это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что отцовское начало в обществе уступает место материнскому.

Источник: Релігія та Соціум 2.8 (2012): 5-18.

Література:
1. Власова О. Не преступники, а «блаженные похабы» // Эксперт. – 2012. – № 17 (800).

2. Андрей Постернак. Вопрос о «женском священстве». Восточно-православный взгляд: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ МП «Православное учение о таинствах» Москва, 13–16 ноября 2007. – Режим доступа: http://www.luther.ru/church/apologetic/983—l-r .html

3. Женское движение «Фемен» // Релігія та Соціум. – 2012. – №2(8) 144

4. Загвоздина Д. Мы вышли захватывать улицы // Газета.Ru. – 2012.

5. Земляков К. Кузница религиозных женских кадров.

6. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистская теология и
человеческая идентичность) // Вопросы философии. – 1991. – №3. – С. 91 – 104.

7. Реати Ф.Э. Феминистская теология// Бог в ХХ веке: человек-путь к пониманию бога: (Западное богословие ХХ века). – СПб.: Европейский дом, 2002. – С. 165 – 186.

8. Суковатая В.А. Феминистская теология и гендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. –2002. –№4. – С.183 –191.

9. Фельдман Й.С. Інакшість і відмінність з точки зору гендерної теорії // Демонізація іншого: антисемітизм,расизм і ксенофобія; під ред. Р.С. Вістріча. – О.: АО БАХВА, 2006. – С.187 –201

10. Christ C. P. Womanspirit Rising: A Feminist Reader in Religion / Christ C. P., Plaskow J. – San Francisco, 1979.

11. Gilman C. His Religion and Hers. – Westport: Hyperion Press, Inc, 1993.

12. Kien J. Reinstating the Divine Woman in Judaism. – Universal Publishers, 2000.

13. MacHaffie B. Her Story: Women in Christian Tradition. – Fortress Press, 1986.

14. Oppenheim M. Feminism, Jewish Philosophy, and Religious Pluralism.

15. Russell L. The Liberating Word: A Guide to Nonsexist Interpretation of the Bible. – Philadelphia: Westminster Press, 1975.

16. Schaberg J. The Illegitimacy of Jesus. A Feminist Theological Interpretation of the Infancy Narratives. – New York: Crossroads, 1990.

17. Schussler Fiorenza E. In Memory of Her: A Feminist Theological Reconstruction of Christian Origins. – New York: Crossroads, 1992.

18. Schussler Fiorenza E. Jesus; Miriam’s Child, Sophia’s Prophet: Critical Issues in Feminist Christology. – Continuum, 1995.

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook