Религии, не осуждающие гомосексуальность, можно пересчитать по пальцам. Возникает ощущение, что если кто–либо хочет найти оправдание для своей гомофобии, религия — верное место. Но где причина, а где следствие? Гомофобы ли тянутся к религии или же религия создает гомофобов? И почему религиозные институты, основанием которых являются понятия о любви и мире, становятся столь неразрывно связаны с ненавистью?
Религия — не единственный источник гомофобии в мире, однако она известна увековечиванием опасных идей и провоцированием физического и духовного насилия над ЛГБТ–людьми в мире. Во имя религии родители отказываются от своих детей, мужчины подвергаются побоям в восьми странах мира, а людей “на законных основаниях” убивают за их сексуальную ориентацию. И всё это делается во имя религии.
Похоже, что стены религиозных институтов часто оказываются плодородны для радикальных взглядов и, хотя разумеется в любой религии есть люди с умеренными и либеральными взглядами, в них также есть значимая доля людей, готовых использовать религию для разжигания личной ненависти. Но откуда пришла идея о религиозном оправдании ненависти?
Одним из ранних ответов на этот вопрос стала идея психолога Уйльяма Джеймса. Психолог работал еще в то время, когда “гомосексуальность” являлась лишь научной концепцией, и описывал, как гетеросексуалы приходят к идее “отвратительности” однополого секса. Его взгляды кажутся сейчас чистым предубеждением, однако, если отделить его идею от этической составляющей, в ней всё ещё может быть доля правды. Кроме того, похоже, что идея работает и наоборот, ведь многим геям и лесбиянкам может казаться столь же неприятным секс с представителем противоположного пола.
Исследования Джеймса всего лишь показали, что многим гетеросексуалам неприятна мысль об однополом сексе. Но для многих общественных институтов это может стать плодородной почвой для взращивания ненависти. Если вкратце, то религии могли играть на этом чувстве отвращения, чтобы привлекать в свои ряды сторонников.
У идеи, похоже, есть и определённое историческое подтверждение. До христианства существовали Римская, Греческая и Египетская империи. Есть достаточные доказательства, что гомосексуальность не только принималась в них, но также и поощрялась: в особенности между мужчинами старшего и младшего возраста. Даже в Древнем Израиле, в котором как утверждается зародилось христианство, сексуальные акты во всём их многообразии были, на самом деле, частью многих традиционных ритуалов и жертвоприношений. Гомосексуальность определённо играла большую роль в них, о чём свидетельствуют изображения секса между мужчинами как важной составляющей умилостивления богов плодородия.
Поэтому, если вы пытаетесь привлечь людей в новую религию, представляется разумным предложить взгляды, которые значительно отличаются от существующих. Похоже, что может оказаться “удачной идеей” определить свою религию как “чистую”, проклянув действия всех остальных. Многие эксперты считают, что такой взгляд может объяснить несколько стихов в Библии, которые “осуждают гомосексуальность”. Например, наиболее цитируемый в этом плане стих “Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость” (Лев 18:22) находится в ряду множества других ограничений, воспринимавшихся в то время как прямое послание израильтянам с призывом “очиститься от порочных действий”, чтобы отличаться от язычников прошлого.
У других основных религий схожая история. Исламская оппозиция относительно гомосексуальности восходит ко времени, когда гомосексуальность активно использовалась в религиозных действиях. В доисламской Аравии секс с людьми своего полабыл признаком богатства, изобилия и высокого положения в обществе. Ислам отринул многие из “чрезмерных проявлений” старого порядка, включая гомосексуальность.
Однако в современном мире многие из старых идей о “чистоте” оказываются не у дел. Можно с уверенностью утверждать, что девственность уже не является требованием к невесте для большинства женихов! Однако многие библейские стихи все еще используются для оправдания различных предубеждений. Причем эти стихи написаны много сотен лет назад, в другом историческом и культурном контексте, зачастую неверно переведены и истолкованы.
В то же время есть повод и для надежды. У всё большего и большего количества религиозных организаций появляются ответвления или группы сторонников, принимающих гомосексуальность. В Великобритании ЛГБТ–группы есть практически во всех религиях. И, по мере того как большая часть Западного мира уже пробудилась для мысли, что быть геем не является чем–то грешным и неестественным, всё большее и большее давление будет оказываться на страны, где религия пока ещё используется как средство для оправдания гомофобии.
По материалам Fyne Times от 28 ноября 2015 г.
Подготовлено специально для Nuntiare.org