Что Библия действительно говорит о брачном равноправии

Чтение Библии
Чтение Библии

Автор — Обери Хендрикс мл., доктор наук,
старший научный сотрудник в «The Opportunity Agenda»

«Конституция должна реализовываться в развитии стандартов добропорядочности, отмечающих зрелое общество»
Председатель Верховного суда США Эрл Уоррен

26 июня 2015 года Верховный суд США легализовал однополые браки на всей территории страны. Согласно опросу CNN от 30 июня 2015 года 59% американцев поддерживают это решение. Хотя все еще есть много людей, использующих библейские взгляды, чтобы бороться с новыми правилами. Некоторые религиозные лидеры, например, высокопреподобный Гари Холл (Gary Hall), настоятель вашингтонского национального собора, и раввин Стивен Фокс (Steven Fox), председатель Центральной Конференции американских раввинов, приветствовали решение Верховного суда. Многие другие моментально осудили его, среди них архиепископ Джозеф Куртц (Joseph E. Kurtz), председатель американской конференции епископов, и преподобный Самюэль Родригес (Samuel Rodriguez), председатель национальной конференции испанских христианских лидеров. Оба утверждали, что брачное равноправие и гомосексуальность являются грехами, запрещенными в Библии.

Не так давно отказ Ким Дэвис выдать разрешения на брак однополым парам вызвал новый интерес к новым правилам (Ким Дэвис является прихожанкой апостольской христианской церкви и работает клерком в государственных структурах, выдающих брачные разрешения). Последующее заключение Дэвис в тюрьму за неуважение к суду вызвало фурор национального масштаба, сопровождавшийся демонстрациями и гневными заявлениями различных церковных организаций, лидеров церквей и, конечно, доморощенных христианских политиков.

Кандидат в президенты от республиканцев и баптистский служитель Майк Хакаби (Mike Huckabee) провел демонстрацию за освобождение Ким Дэвис и в какой-то момент предложил отсидеть в тюрьме за нее. Консервативная христианская полувоенная организация предложила Ким Дэвис вооруженную охрану, чтобы защитить ее от «незаконного» ареста в дальнейшем. В соседнем Теннесси чиновники одного из округов на полном серьезе хотели принять резолюцию со словами «да пронесет нас Господь в своих любящих объятиях и да не уничтожит наш округ, как Он сделал с Содомом и Гоморрой»!

Очевидно, многие глубоко верят, что гомосексуальность осуждается Библией как грех. Но что Библия действительно говорит о брачном равноправии и равенстве ЛГБТ-людей? Вы будете удивлены.

I. Содом и Гоморра

Прежде всего, важно понять, что в античности люди не имели представления о гомосексуальности как идентичности, ориентации или образе жизни. Фактически в древнееврейском и древнегреческом языке нет слова, которое отражало бы современное понимание гомосексуальности. На том уровне понимания, который был в древние времена, они могли рассматривать гомосексуальность как единичные акты, а не комплексный феномен. Более того, термин «гомосексуальность» был введен в обращение только во второй половине XIX века, а слово «гомосексуальный» было впервые использовано в Библии только в 1946 году, когда был опубликован Пересмотренный стандартный перевод (Revised Standard Version).

Первое предполагаемое осуждение гомосексуальности мы встречаем в истории о Содоме и Гоморре, в книге Бытия 19:1-11, согласно ей Бог уничтожил города за их «беззаконие». История рассказывает нам, что группа мужчин заставляла Божьего служителя Лота выдать им трех гостей-мужчин (они не знали, что гости на самом деле ангелы), чтобы они могли «познать его», то есть вступить с ним в сексуальные отношения. Лот категорически отказывался это сделать, а в какой-то момент предложил взамен своих девственных дочерей, но жители Содома не проявили к ним интереса.

Однако нигде в этом тексте не говорится, что эта толпа чем-то отличалась от разбойничающих гетеросексуалов: нам просто говорят, что жители хотели изнасиловать гостей Лота. Очень долго из этого текста извлекалось предположение, что бесчинствующая толпа состояла из гомосексуальных мужчин и что гомосексуальность процветала в Содоме. Такое понимание текста привело к ошибочному, но, к сожалению, широко распространенному в качестве библейской истины заключению, что Содом и Гоморра были уничтожены за «грех» гомосексуальности. Именно из этого ошибочного прочтения родились термины «содомит» и «содомский закон», последний использовался для криминализации однополого секса даже между взрослыми людьми по взаимному согласию в Америке и ряде других стран. Трагично осознавать, что такие законы все еще существуют и активно продвигаются в пугающе большом количестве стран.

Хотя сама Библия рассказывает нам другую историю: задолго до всей этой шумихи с гостями Лота Бог уже осудил Содом за то, что его жители «были злы и весьма грешны» (Бытие 13:13), очевидно, это общее обозначение для всех видов проступков. Но в чем именно заключался грех Содома? Книга Иезикииля (16:49) объясняет, что эти грехи не были связаны с сексуальностью, а скорее заключались «в гордости, пресыщении и праздности» (то есть жадности), потому что «она руки бедного и нищего не поддерживала». Пророк Иеремия (23:14) обозначает те же причины, и вновь среди них нет гомосексуальности. В Евангелии от Матфея (10:14-15) Иисус намекает, что Содом был уничтожен за грубое негостеприимство — реальную угрозу для общины и физического выживания в сельском мире того времени. Послание Иуды (1:7) в основном приписывает уничтожение Содома сексуальным преступлениям, но снова без указания на гомосексуальность: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию».

Библейские ссылки на Содом и Гоморру в подавляющем большинстве касаются вопросов алчности, бессовестности и насилия как главных грехов, секс (и гетеросексуальный, и гомосексуальный) почти не упоминается. Более того, еврейские авторы не ассоциировали грех Содома и Гоморры с гомосексуальностью до появления работ еврейского философа Филона Александрийского в первом веке нашей эры, спустя 600-700 лет после создания книги Бытия. Но даже тогда его мнение цитировалось с различными оговорками вплоть до шестого века нашей эры.

Из всего вышесказанного следует неизбежный вывод: использование термина «содомит» со всеми его аморальными и греховными коннотациями в качестве обозначения гомосексуального человека не имеет никакого основания в Библии, потому что история Содома и Гоморры не связана с гомосексуальностью. Очень важно осознать этот ключевой момент, потому что такое трагическое непонимание сегодня приводит к социальной маргинализации и прямому насилию в отношении гомосексуалов.

II. Ветхий завет

В Ветхом завете есть еще два прямых упоминания мужского однополого секса (лесбийский секс не упоминается вообще). Оба указания создавались во время переселения израильтян в Ханаан, где на тот момент существовало развитое и хорошо организованное общество со сложившейся системой религиозных обычаев. Израильтян было мало, их религиозная и социальная традиция только складывалась, поэтому в этих условиях существовал риск ассимиляции более развитыми хананеями. Для того, чтобы сохранить целостность и уникальность израильской религии, были установлены особые законы и литургические предписания, для обеспечения послушания этим законам был придан сакральный статус.

Например, библейские заповеди очевидно запрещают одну их ханаанских религиозных практик, которая заключалась в поклонении женских божествам. В ходе ритуала священники-мужчины переодевались в женщин, вели себя как женщины и в некоторых случаях подвергались добровольной кастрации. Еще одна ханаанская практика, задевавшая религиозные чувства израильтян, заключалась в том, что ученые называют «храмовой проституцией» — сексуальной активности во время богослужения, призванного умилостивить богов плодородия. Израильтян настойчиво предостерегали от этого: «Не должно быть блудницы (qedeshah – буквально «посвященной богам женщины», то есть храмовой проститутки) из дочерей Израилевых и не должно быть блудника (qadesh – мужчины-проститутки в храме) из сынов Израилевых» (Второзаконие 23:17).

Таким образом, переодевание в одежду представителей другого пола называется мерзостью (Втор 22:5) именно из-за подражания ханаанским храмовым практикам. В этом же контексте появились заповеди: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18:22) и «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев 20:13). Эти высказывания выглядят как вечные божественные законы, пока не становится понятно, что они были записаны (без должного внимания к человеческой сексуальности), чтобы защитить израильтян от поглощения более мощной культурой, которая их окружала. Доказательством этому служат слова из книги Левит 19:1-2: «святы (qadosh – «святы», буквально «отделены» от всех чуждых социальных практик) будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш». То есть заповеди были призваны обеспечить верность Господу и израильской религии. И это все, что касается однополого секса в Ветхом Завете. Нет ни слова в Притчах или Псалмах. Библейские пророки, такие, как Амос, Михей или Исайя, обличают множество моральных и социальных пороков Израиля, но не говорят о гомосексуальности.

Таким образом, если мы принимаем во внимание релевантный социальный и исторический контекст Ветхого Завета, то стихи, традиционно понимаемые как обличающие гомосексуальность, оказываются весьма сомнительными. Более того, как уже было сказано, нет ни слова о лесбийских отношениях. Но что точно есть в Ветхом Завете, так это история о любви Давида и Ионафана. В первом из двух библейских текстов, приписываемых пророку Самуилу, мы читаем: «душа Ионафана прилепилась к душе его [Давида], и полюбил его Ионафан, как свою душу <…> Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу» (1 Царств 18:1-4) и Ионафан скрепил этот союз подарками Давиду. Далее описывается, как «целовали они друг друга, и плакали оба вместе» (1 Царств 20: 41) при расставании. После безвременной кончины Ионафана Давид оплакивал его: «ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Царств 1:26).

Здесь мы видим историю большой любви между мужчинами, которая, как сказано, была для них даже больше, чем любовь представительниц противоположного пола. Нельзя с уверенностью сказать, что здесь рассказывается о сексуальных отношениях между Давидом и Ионафаном. На протяжении веков во многих культурах поцелуи в щеку между мужчинами были нормальным проявлением приветствия или привязанности, может, Библия говорит именно об этом. Но тем не менее, станет ли эта любовь менее прекрасной и ценной, превратится ли из священной в нечто обыденное и достойное отвращения, если не смерти, если мы узнаем, что физический контакт между Давидом и Ионафаном зашел дальше поцелуев? Это стоящий вопрос, хотя бы потому, что библейская история о любви между Давидом и Ионафаном подтверждает (в Священном Писании), что любовь между людьми одного пола может быть такой же глубокой и святой, как и любая другая любовь.

III. Новый завет

В Новом Завете значимые стихи, осуждающие гомосексуальность, встречаются в Послании к Римлянам и первом Послании Коринфянам, в четырех Евангелиях Иисус ни разу не упоминает и не намекает на это. В Послании Римлянам апостол Павел пишет:

«Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1:26-27).

Вопреки многочисленным неверным интерпретациям здесь Павел говорит не о гомосексуальности или лесбийских отношениях как таковых — как и все в античности Павел не знал о существовании альтернативной сексуальной ориентации или идентичности — здесь он скорее говорит о том, что называет «постыдными страстями»: чисто сладострастных, оргиастических актах, считавшихся выходящими за рамки допустимого сексуального поведения, похотливых сексуальных развлечениях и приключениях — о том, что на языке сегодняшней сексуальности может быть названо «извращенным, экстравагантным». Более того, нужно учесть, что говоря о тех, кто заменяет «естественное» на «неестественное», Павел осуждает гетеросексуальных мужчин и женщин, не сдерживающих свои страсти, гетеросексуалы предавались тому, что было неестественно для них просто ради приятного возбуждения.

По этой причине павлово осуждение «неестественных страстей» не может быть использовано для осуждения однополой любви и сексуальной близости; действительно, Павел тут не говорит о любви, а только об определенных неназванных «постыдных страстях», которым предавались гетеросексуальные мужчины и женщины и которые Павел считает «неестественными». Важно заметить, что Павел строит свои аргументы на том, что он считает естественным, а что нет. Оппоненты брачного равноправия для геев обычно принимают аргументы Павла без лишних вопросов. Хотя, если мы считаем высказывание Павла о «естественном» заслуживающим внимания, то не стоит ли также учитывать результаты недавних психологических и биологических исследований, говорящих, что сексуальная ориентация закладывается в раннем детстве и сексуальность неясна, хотя очевидно, что значительный процент случаев гомосексуальности имеет явно генетическое происхождение? Если мы договорились, что брачная политика и социальные отношения в Америке основываются на «природных» аргументах, то мы не должны ограничиваться античным пониманием человеческой природы, данной нам безо всякого объяснения. Достижения современной науки должны учитываться с полным правом.

В первом Послании Коринфянам Павел уже не дискутирует, а утверждает:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (malakoi), ни мужеложники (arsenokoita), ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9-10).

Слово «malakos», форма единственного числа греческого слова, переведенного здесь, как «малакии» (в английском — «мужчина-проститутка»), буквально означает «мягкий» или «изнеженный». Однако, его точное значение в данном контексте у Павла неясно. По мнению многочисленных ученых здесь Павел имеет в виду мальчиков-проституток, другие ученые полагают, что здесь речь идет о педофилах. В любом случае значение этого слова не может быть достоверно определено.

Примерно так же мы не можем определить значение слова «arsenokoitai», множественной формы слова, которое часто переводится, как «содомиты» или «сексуальные извращенцы», но, судя по всему, оно говорит о какой-то форме гомосексуальных отношений, вероятно, насильственных. Если учесть, что самостоятельно ребенок фактически не может осознать унизительности и болезненности роли объекта сексуальной эксплуатации, то вполне вероятно, что Павел использует слово «malakoi» для обозначения мальчиков-сексуальных рабов, а «arsenokoita» — для обозначения тех, кто их эксплуатирует. Конечно, мы не можем быть в этом уверены.

В случае с «эксплуатационной» коннотацией «arsenokoitai» мы можем найти этому подтверждение в первом Послании Тимофею 1:10: «для блудников, мужеложников (arsenokoitai), человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (хотя вероятно, это послание было написано поколение или два после смерти Павла его последователями). Здесь слово «arsenokoitai» помещено перед словом «человекохищники» (в английском переводе — работорговцы, прим. перев.), которые и тогда, и сегодня печально известны сексуальным насилием в отношении рабов. Но такое прочтение поднимает вопрос, почему эксплуатируемые мальчики лишены права на Царство Божье. Возможно, в строгой моральной системе Павла и «malakoi», и «arsenokoitai» были достойны осуждения из-за их аморальных отношений. Или Павел неосознанно осуждает жертв за их самовиктимизацию.

Но нам ясно только одно: сегодня слова Павла просто неясны. Если это увязать с тем, что по нашим данным во времена Павла не было понимания гомосексуальной идентичности, то становится понятно, что нельзя с уверенностью сказать, что Павел осуждал то, что мы называем гомосексуальностью сегодня.

IV. Евангелия

Наконец, мы подошли к Евангелиям. Нигде в четырех Евангелиях Иисус не упоминает и не ссылается на однополую любовь. Но в Евангелии от Матфея (25:31-46) Иисус говорит, что люди будут судимы не по своим убеждениям и не тому, кого они любили, но скорее по тому, жили ли они справедливо, стремились ли служить тем, кто нуждается, работали ли для установления справедливости в мире. В словах Евангелий и Иисуса не говорится о том, что люди будут судимы за то, кого они любили, лишь бы они любили.

V. Вывод

Итак, термин «традиционный брак» часто используется, чтобы противостоять праву гомосексуальных людей реализовать свою любовь в браке. Но, как показали библейские исследователи, культурные антропологи и ученые иных дисциплин, на протяжении человеческой истории существовали различные брачные установления, которые считались традиционными, если не священными. За последние четыре десятилетия многие уважаемые церковные историки, включая выдающегося профессора Йельского университета, Джона Босуэлла, открыли и тщательно перевели записи, демонстрирующие, что однополые брачные обряды исполнялись в церкви по крайней мере в послеапостольскую эпоху и средние века. Возможно, что документы, представляющие однополые союзы, не говорят о сексуальных отношениях, а призваны объединить силы, власть, роды или иные ресурсы. Но включали ли эти однополые союзы (или их разновидности) секс или нет, по всем признакам видно, что они были признаны и освящены ранней церковью.

Сама Библия говорит о различных видах брачных отношений, не только не осуждая какой-либо из них, но даже не называя ни один «традиционным». В Библии описывается полигамия, конкубинат (сексуальные отношения с наложницами, чей статус ниже статуса жены или жен), Сарра убеждает Авраама «войти» к их служанке Агари, Иаков женится на сестрах Рахели и Лии одновременно, вдобавок от него беременеют служанки обеих. Более того, в Евангелии от Луки (20:27-44, сравни с Втор 25:5-6) Иисус не осуждает левиратного брака: иудейскую традицию, при которой вдова вынуждена выйти за старшего брата умершего мужа, чтобы зачать от него ребенка — желательно, мальчика — во имя умершего. Если старший брат умирал без рождения ребенка, то она должна была выйти за второго по старшинству и так далее, до тех пор, пока у нее не родится ребенок или не закончатся братья.

Эти брачные установления не осуждаются и не считаются в Библии чем-то исключительным. Но важнее всего понять, что Библия не устанавливает ни одну форму отношений в качестве идеала. Иными словами, понятие «традиционного брака» не поддерживается в Библии. Конечно, существуют некоторые формы брака, которые преобладают и даже устанавливаются в качестве нормативных в различных обществах, но их нужно рассматривать как культурные традиции, а не библейские традиции. Несомненно, нет ничего плохого в том, чтобы возводить некоторые обычаи в традиции. В то же время можно поощрять традиции лишь до тех пор, пока они не наносят вред, принуждают к чему-либо или разрушают. И широкое распространение некоей традиции — это не то же самое, что и библейское установление. Например, в некоторых частях Индии существуют традиции, идущие вразрез с Библией: скажем, традиция сжигать вдову вместе с умершим мужем на костре.

VI.

Судя по всему, вопрос брачного равноправия еще будет оставаться дискуссионным в Америке еще некоторое время. Многие противники брачного равноправия еще будут использовать ссылки на Библию, чтобы укрепить свои позиции. Но сейчас нужно понять, что эти заявления противоречат тщательному анализу, так как умышленно игнорируют тонкости перевода, исторический и социальный контекст. Как мы видели, стихи, использованные для подтверждения того, что гомосексуальность по природе своей греховна, слишком двусмысленны и слишком неясны, чтобы спорить с кем-либо и утверждать с уверенностью (или честностью), что Библия достоверно осуждает гомосексуальность. Доказательства слишком шатки, чтобы определять чье-то счастье или возможности, и тем более — ограничивать их по сравнению с миллионами других людей. И если гомосексуальность не осуждается в Библии, то и нет библейского основания для осуждения брачного равноправия. Проще говоря, если кто-то хочет выступать против брачного равноправия, то это можно делать на других основаниях, а использовать Библию в данном случае неправомерно.

Слова Председателя Верховного Суда США Эрла Уоррена, сказанные в в деле «Троп против Даллеса»1 (1958), призывают наше общество создать собственные стандарты допропорядочности. И решение Суда о том, что каждый может выбирать супруга по своему усмотрению, — это хороший ответ. Это ли не то, к чему призывает Библия словами «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»?

Что касается Ким Дэвис, Майкла Хакаби и другим подобным им в мире: я думаю, они искренне считают, что Библия осуждает гомосексуальность и однополые браки. Просто они искренне заблуждаются.

  1. Дело «Троп против Даллеса» — это резонансный прецедент, который запретил лишать людей гражданства в качестве наказания. Слова Уоррена о «развитии стандартов допропорядочности» часто цитируются как интерпретация Восьмой поправки о запрете «жестоких наказаний» (прим. перев.).

По материалам Huffington Post от 10 июля 2015 года
Перевод: Татьяна Лехаткова, специально для Nuntiare.org

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook