Мы продолжаем публиковать перевод книги «Я благословлю тебя и будешь ты в благословение. Ресурсы свидетельства и благословения союза в однополых отношениях для изучения и использования, созданные семьдесят седьмой Генеральной конвенцией Епископальной церкви в июле 2012 года».
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
— 2 Коринфянам 5:17-19
Смысл и характер благословения играют важную роль в нашем общем призыве принять участие в собственной миссии Бога — примиряющей любви в мире. Произнесение Божественного благословения принимает множество форм, охватывающих широкий спектр случаев. Когда Церковь собирается, чтобы благословить обмен священными обетами людей, состоящих в отношениях завета, благословение отражает трехкратное действие. Во-первых, Церковь благодарит за присутствие Духа, различимое в жизни пары. Во-вторых, Церковь молится о Божественной благодати и милости, в которых пара будет нуждаться, чтобы жить в в приверженности друг к другу в любви, верности и святой жизни. И, в-третьих, церковь поручает паре участвовать в собственной миссии Бога в мире. Этот миссионный характер благословения завета, отраженный как в Писании, так и в исторических традициях Церкви, вновь заслуживает внимания сегодня. В то время как Церковь благодарит за присутствие и благословения Бога, общественное подтверждение благословения отношений завета также устанавливает, что отношения друг ко другу имеют священную цель: свидетельствовать о создании, искуплении и поддержании любви Бога.
Божье обещание Аврааму задает тон для этого миссионного понимания благословения: «Я благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» (Бытие 12: 2b). Через Моисея Божье обещание распространяется на божественный завет с Израилем, людьми, которых Бог выбрал, чтобы они получили божественные дары защиты, руководства и плодовитости. В этих отношениях завета Бог делает народ Израиля распорядителем этих подарков, не только для самих себя, но чтобы стать благословением для мира. Как Бог сказал Иакову: «И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Бытие 28: 14b). И, как Бог также возвестил через Исайю, — «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Исаия 49: 6).
Ранние христиане так же приняли это миссионное понимание завета благословения, поскольку они признали, что благодать они получили во Христе не только для себя, но так, чтобы они могли свидетельствовать о той благодати «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1: 8). Иисус побуждал к этому виду жизни веры, напомнив своим слушателям, что «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матфея 5:15). В Евангелии от Иоанна Иисус дает образец этой божественной миссии, омыв ноги своим ученикам. Этот акт интимного служения дает его ученикам пример, которому они должны были следовать, благословляя других на ту же жизнь служения (Ин 13: 14-15); Бог показывает нам любовь во Христе, другими словами, благословляет на миссию и служение. Завет благодати Бог заключил с нами во Христе, таким образом призвав всех нас к той же жизни служения: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1-е Петра 4: 10).
Поклонение и миссия: эсхатологическое видение
Всякий раз, когда народ Божий собирается для поклонения, мы возвращаемся к этому основополагающему взгляду Писания: Бог продолжает благословлять нас через наши отношения завета со Христом, и это благословение укрепляет нас и дает нам силы для того, чтобы передать благословение другим. Во всех обрядах Церкви, от ежедневного служения до Святой Евхаристии, мы благодарим за Божьи благословения, и мы молимся о благодати, которая нам нужна, чтобы проявлять это благословение в мире, чтобы «сделать работу, [которую Бог] дал нам делать»1. Этот паттерн входит также в брачный обряд, в котором празднуется Божье благословение приверженности в любви, не ради одной только пары, но и ради мира, который пребывает в нужде в таком свидетельстве любви и верности. В этом обряде собрание молится за пару, чтобы Бог «сделал их жизнь вместе знаком любви Христа к этому грешному и поврежденному миру, чтобы единство могло преодолеть отчуждение, прощение — исцелить вину, радость — победить отчаяние2«. Божье благословение завета наделяет пару силой быть миссионерами благодати.
Кроме того, Церковь благословляет для того, чтобы сыграть свою роль в выполнении истории спасения; мы сотрудничаем с Богом, как провозвестники и инструменты для нового творения Бога. «Искупление мира еще не закончено; поэтому и человеческая история не закончена. История движется куда-то; и она еще не там», — напоминает нам один богослов. — «Церковь существует, чтобы быть тем, что Бог делает; и стать тем, что Бог завершит». В том, что Бог сделал и будет продолжать делать в жизни Церкви, проявляется «не только присущее созданию совершенство, но возможность создания нового, исцеления, справедливости и прощения, — «и поэтому Церковь благословляет, чтобы исполнить свой «эсхатологический» проект — стать царством»3.
Это эсхатологическое видение церковной жизни как поклонения и миссии несет в себе потенциал для углубления нашего общего размышления о значении благословения как такового. Благословляя и принимая благословение, мы присоединяемся в великом деле искупления к тому, что Бог всегда делал, делает сейчас и будет делать до конца. Действительно, это широкое видение благословения уходит корнями глубоко в завет, который Бог заключил с нами во Христе; оно сподвигло Павла объявить, что собственная миссия Бога – примирение — была возложена на всех тех, кто был благословлен этим обещанием нового творения (2 Коринфянам 5: 17-19).
Однополые отношения и миссия Церкви
В ответ на призыв принять участие в миссии Бога в мире, Церковь должна тщательно позаботиться о конкретных культурных условиях, в которых она провозглашает надежду Евангелия. За последние шестьдесят лет в Соединенных Штатах (и в других местах) социальные, психологические и медико-биологические науки способствовали постепенному сдвигу культурной точки зрения на сложности, связанные с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью. Американская психиатрическая ассоциация, например, больше не рассматривает гомосексуальность как патологическое состояние4, как это делалось еще в середине двадцатого века. Геи и лесбиянки сейчас открыто участвуют почти в каждом виде профессиональной деятельности и аспекте жизни. Многие открыто образуют стабильные и прочные отношения, а некоторые из них также воспитывают детей в своих семьях. Многие церкви, в том числе Епископальная Церковь, усмотрели в однополых отношениях такую же возможность обретения святости жизни и плодов Духа, так что мы молимся за в тех, кто ищет приверженности в браке и его благословений5.
Этот культурный сдвиг в понимании сексуальности человека отражает пастырскую заботу Церкви, а также ее миссию. Общая конвенция 2000 года, например, перечисляет определенные характеристики, которые Церковь ожидает от всех пар в течение всей жизни: совершенных отношений — «верности, моногамии, взаимной любви и уважения, заботы, честного общения и святой любви, которая позволяет тем, кто состоит в таких отношениях, узреть друг в друге образ Бога»6. Важно отметить, что Конвенция формулирует эту резолюцию как миссию. Свидетельство работы Духа в однополых отношениях, так же, как мы делаем это в разнополых отношениях, может и во многих местах уже расширило понимание Церковью того, как она участвует в собственной Божьей работе восстановления в мире.
Многие геи и лесбиянки (среди прочих), которые видят однополые пары, обменивающиеся обетами и получающие благословение, склоняются к тому, чтобы заручиться поддержкой Церкви для углубления своих собственных обязательств и верности. Они, в свою очередь, предлагают свои дары для служения более широкому сообществу; дары, которые вносят вклад в исполнение миссии Церкви, чтобы «восстановить единство всех людей с Богом и друг с другом во Христе7«. Когда Церковь произносит благословение Божье на однополые пары, которые также воспитывают детей, эти дети могут лучше понять святость своей семьи, а сама семья может получить такую же поддержку и ободрение от Церкви, какую получают для своих семей разнополые пары. Благословение однополых отношений в общине верующих также может стать поводом для примирения между раздельно проживающими членами семьи, в том числе тех, кто не понял или даже отверг родственников — лесбиянок и геев.
Гетеросексуальные люди могут также найти свое собственное призвание, усилить служение и получить мощь в моменты благословения бракосочетания, или в публичной профессии, которой они привержены, в каком-либо частном служении или в сообществе. Другими словами, дары, которые геи и лесбиянки усматривают в своей собственной жизни и совершенных отношениях, — это дары не только для них одних. Один епископальный священник заметил: «Снова и снова мы видим, как геи и лесбиянки, люди, которые были бы скрытыми в тени нашей церкви поколение назад, в настоящее время идут вперед, несут свои дары, свою силу, верность и мудрость, свободно и открыто для всего сообщества верующих. И гетеросексуальные люди, которые видели, как это происходит, также получают освобождение, чтобы более щедро отдавать себя8”.
Друзья однополых пар и многие другие в широкой общественности также принимают к сведению эти моменты благословения, сталкиваясь с экспансивным и щедрым охватом евангельского приятия. Как друзья свидетелей благодати этих обязательств завета и великодушных объятий Церкви, многие из них будут привлечены к общине веры, может быть, в первый раз, или после того, как они ее покинули. Такое уже происходит во многих конгрегациях и епархиях в Епископальной Церкви.
Вызов Божьего благословения миссии
Писание свидетельствует о важных моментах, в которые библейские авторы бросали вызов своим общинам, чтобы расширить свое видение Божьей работы спасения в мире, или в которые они сами получили вызов этого божественного слова, чтобы увидеть прошлое своих нынешних горизонтов. Древним израильтянам, например, пришлось бороться за то, насколько далеко будет простираться благо завета в их жизни. Исаия призвал их, чтобы увидеть, как все народы, а не только их собственный, потекут к святой горе Бога (Исаия 2: 1-4). Ранняя Церковь не была исключением в этой борьбе.
В Деяниях апостолов мы читаем о колебаниях Петра – пересечь ли традиционные границы между чистым и нечистым в его столкновении с Корнилием, римским сотником (Деяния 10). В видении Петр слышал Бога, призывавшего его есть определенных нечистых животных, в прямое неподчинение предписаниям, содержащимся в книге Левит9. Это видение побудило Петра вновь рассмотреть вопрос о том, может ли Божья работа спасения и благословения обнаруживаться в таких местах и среди таких людей, где прежде это считалось невозможным. Будучи спрошен об этом экспансивном видении, Петр сказал: «Мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния 10:28). Тех, кто был поражен и, возможно, шокирован расширением Евангелия на язычников, Петр спросил: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деяния 10:47).
Время от времени в истории Израиля и в ранней Церкви, отвечая на вызов безмерной Божьей благодати и богатства божественного благословения, расширялась миссия Божьего народа в мире, даже далеко за пределы, которые можно было вообразить. Любящая верность и приверженность завету пар геев и лесбиянок сегодня представляет подобный вызов Церкви. Многие люди во всей Епископальной Церкви и других христианских сообществах признали и различили присутствие и работу Духа в этих однополых отношениях, и просят народ Божий обдумать, почему мы удерживаемся от публичного утверждения и объявления благословения тех, кто получил Святого Духа так же, как другие. Что еще более важно, однако, — в этот момент в жизни Епископальной Церкви нас всех призывают рассмотреть заново богатые благословения, которые мы получаем по благодати Божией во Христе и через Святого Духа. Эти благословения, в свою очередь, вдохновляют служение примирения, которое Бог дал нам как послам нового творения, которое разворачивается среди нас даже сейчас.
- Молитва после причастия, BCP, 366.
- BCP, 429
- Charles Hefling, “What Do We Bless and Why?” Anglican Theological Review 85:1 (Winter 2003): 91-93.
- «Все основные профессиональные организации, занимающиеся психическим здоровьем, подтвердили, что гомосексуальность не является психическим расстройством. В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из официального диагностического руководства – “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM). Из книги: «Давайте обсудим факты о сексуальной ориентации», изданной Американской психиатрической ассоциацией, http://www.healthyminds.org/ Document-Library/Brochure-Library/Lets-Talk-Facts-Sexual-Orientation.aspx?FT=.pdf
- To Set Our Hope on Christ, 24-25. Чтобы посмотреть более широкий обзор и анализ, обратитесь к собранию эссе, изданному Walter Wink, “Homosexuality and Christian Faith”.
- Резолюция Общей конвенции, 2000-D039. Писание демонстрирует аналогичный подход к разбору доказательств божественной благодати и работы Духа, когда, например, Иисус использует аналогичную оценку благости дерева, основанную на роде приносимых им плодов (Матфея 7: 16-18 и Луки 6: 43).
- “An Outline of the Faith,” BCP, 855.
- L. William Countryman, “The Big House of Classic Anglicanism,” из речи на Claiming the Blessing Conference в Сент-Луисе, Миссури, в ноябре 2002 года, цитируется по “Claiming the Blessing, the theology statement of the Claiming the Blessing coalition”, с. 11. http://www.claimingtheblessing.org/files/pdf/CTBTheology_Final_.pdf.
- Павел описывает его противостояние Петру по этим вопросам в Послании к Галатам 2:1-21.
Перевод Гульнара Курманова, специально для nuntiatre.org