В завершение нашей публикации книги «Я благословлю тебя и будешь ты в благословение. Ресурсы свидетельства и благословения союза в однополых отношениях для изучения и использования, созданные семьдесят седьмой Генеральной конвенцией Епископальной церкви в июле 2012 года» мы публикуем комментарий переводчицы — Гульнары Курмановой.
Предыдущие части:
Обзор: Богословская рефлексия на однополые взаимоотношения
Призыв Церкви: Фокус на миссии
Радость Церкви: Теология благословения
Церковная жизнь: Отношения завета
Вызов церкви: христианское единство и библейские интерпретации
Осмысление сексуальных и семейных отношений между людьми одного пола – лишь один из многих вызовов, которые стоят сейчас перед честными и мыслящими людьми, в том числе и перед честными и мыслящими христианами. Мы видим, как различия мнений о таких отношениях становятся камнем преткновения в Церкви, принося жестокие разделения между верующими. Христиане могут выказывать поистине библейское отношение к ближнему своему — но ровно до тех пор, пока не зайдет речь о гомосексуальных отношениях. Вопрос же об однополых браках является самым узким местом в вопросе об однополых отношениях вообще.
Настоящий материал представляет перевод всего лишь одного из ресурсов одной из протестантских церквей. Это – одна из многих возможных точек зрения на гомосексуальность и лишь одно из возможных богословских осмыслений вопроса.
Однако мы думаем, что этот материал важен прежде всего потому, что исходным пунктом рассуждений автор делает вопрос о миссии Церкви, о работе Святого Духа и о пути, который ищет каждый христианин в уповании достичь Царства Божия. Искомый Путь назван, но на него нужно вступить и следовать по нему. А на пути этом стоит скала – Отношение Христианина К Гомосексуальности. Сколько людей свернуло прочь с Пути в попытках обойти эту скалу, сколько разрушило свою дорогу в попытках разбить сей камень преткновения, сколько село под камнем и заплакало, и оставило всякие попытки его преодолеть! А ведь такие камни возникают на пути Церкви постоянно: для каждой эпохи – свой камень, будь то доступность благодати язычникам, или рабство, или рукоположение женщин, или что другое.
Любовь и работа Святого Духа над отношениями есть та составляющая, которая делает брак христианским. В христианском браке люди связаны между собой не столько сексом и даже не рождением детей, сколько стремлением совместно возрастать в любви к Богу. Супруги становятся друг для друга ближними, а семья становится «пристанищем повседневной практики, к которой призывал Иисус — найди свою жизнь, отдав ее другому». Христианские семьи, независимо от того, разнополые ли они или однополые, призваны стать «школой добродетели, покаяния и примирения, а также обиталищем взаимной поддержки и радости… и углубления нашего опыта присутствия Бога». Сегодня, когда многие гетеросексуальные пары живут в глубоком разладе, унынии и отчаянии, — проходит ли сегодня водораздел между приемлемым и неприемлемым в браке по тому, однополый он или нет?
Благословение от избытка Божьей благодати предлагается всем людям без исключения, как оно было предложено в библейские времена язычникам. Для евреев, наставленных в Законе Моисеевом, доступность благодати неевреям тоже была новостью, превышающей все ожидания, и апостолам, как вы помните, пришлось с этим иметь дело. Доступна ли ныне благодать гомосексуалам? Может ли Всемогущий Бог пролить дождь Своей любви и прощения над однополыми парами? Или Он будет ждать, пока они покаются в своем сексуальном поведении и все как один переменят его, как это представляют себе некоторые христиане, ограничивающие безграничного Бога границами своих собственных представлений о Нем?
Другой важный момент – разнообразие в Церкви. Писание многогранно, так же как многогранны и размышляющие о нем. В каждый момент времени каждому человеку Писание, в его неисчерпаемости, открывается уникальной, но разделимой с другими гранью. Где проходит граница, отделяющая допустимое расхождение во взглядах, от недопустимого? Или, другими словами, насколько толкование Писания другим человеком должно быть отлично от нашего для того, чтобы мы не могли более оставаться под крышей единой Церкви? И существует ли такая граница? И, если существует, то помогает ли она сделать то, ради чего мы стали христианами, — искренне и на основании собственного опыта прославить Бога?
Важно, чтобы как можно больше таких ресурсов, отражающих мнение разных церквей, появлялось на русском языке. К сожалению, сегодня в среде русскоязычных христиан в основном «по умолчанию» считается, что вопрос о гомосексуальности решен и закрыт – «пусть покаются, перестанут грешить и приходят в церковь». Об этом можно судить на основании как личных бесед, так и на основании ряда популярных текстов, упоминающих гомосексуальность вскользь, в качестве примера, само собой разумеющегося, ясного и понятного, и даже предмета шуток. Лишь немногие сильные русскоязычные христианские авторы систематически прилагают усилия к богословскому осмыслению вопросов однополых отношений и отношения общества и Церкви к таким отношениям. И даже в этом случае часто разговор вертится вокруг буквы Писания. Вопросы перевода и толкования отрывков – какое слово было в оригинале? Какое слово было в греческой версии? Что это слово означало тогда? Как его трактуют разные переводчики? – в изобилии представлены и в этом ресурсе. Однако, что гораздо важнее, автор соотносит свое видение с духом Писания, с тем Духом, который дышит, где хочет, и призывает нас сердцем следовать этому дыханию как единственно верному лоцману над мировой пучиной смыслов и слов.
Так зачем же поставлен перед Церковью вопрос об однополых отношениях в браке? Не за тем ли, чтобы в попытках найти ответ на него Церковь получила новый толчок к тому, чтобы обратиться к самой сущности своего вероучения, — к заповеди любви?