Святые Перпетуя и Фелицитата были храбрыми женщинами из Северной Африки, которых казнили за их веру в третьем веке н.э. Некоторые считают их лесбиянками или покровительницами однополых пар. Их день отмечается седьмого марта (в православной церкви — 1 (14) февраля — прим. Nuntiare).
Перпетую и Фелицитату арестовали за то, что они были христианками. Они были заключены в тюрьме вместе и были вместе до последних секунд своей жизни. Они умерли 7 марта 203 года.
Перпетую и Фелицитату до сих пор вместе почитают в церквях — например, они упоминаются рядом в римском католическом каноне мессы. Их часто включают в списки ЛГБТ- святых, потому что они показывают силу любви между двумя женщинами.
Подробности их заключения известны, потому что Перпетуя вела дневник — первое известное нам письменное свидетельство христианки в истории. Ее «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» так почитались в Северной Африке, что святой Августин предостерегал людей не относится к этому тексту как к Библии. Люди любили историю двух женщин, утешающих друг друга в тюрьме и целующие друг друга поцелуем мира перед тем, как встретить смерть в амфитеатре Карфагена.
Перпетуя, двадцатидвухлетняя знатная женщина, была кормящей матерью. Фелицитата, ее рабыня, родила дочь, пока была в тюрьме. Перпетуя была замужем, но ее муж не упоминается в ее дневниках.
Джон Босуэлл (John Boswell) назвал Перпетую и Фелицитату одной из трех главных однополых пар в ранней истории церкви. Другие две пары — Полиевкт и Неарх и Сергий и Вакх. История любви Фелицитаты и Перпетуи рассказана в деталях в двух книгах «Однополые союзы в премодерной Европе» (Same Sex Unions in Pre-Modern Europe) Босуэлла и «Страстная святость» (Passionate Holiness) Денниса О’Нила (Dennis O’Neill).
Святые были изображены братом Робертом Ленцом, монахом-францисканцем и известным иконописцем.
Перпетуя и Фелицитата Ленца — одна из десяти икон, которые вызвали огромные противоречия в 2005 году. Критики обвиняли Ленца в прославлении греха и создании пропагандистской социополитической работы. Но редко можно увидеть икону, на которой изображена любовь между женщинами, особенно между двумя темнокожими африканками.
На яркой иконе Марии Кристины (Maria Kristina), художницы из Лас Крусеса, Нью-Мексико, над Фелицитатой и Перпетуей написано «покровительницы однополых пар». Она изображает двух женщин, держащихся за руки.
Прошлым летом Фелицитата и Перпетуя были изображены преподобной Энджелой Ярбер (Angela Yarber). Она пишет:
«Когда ваша любовь и приверженность друг другу подвергается сомнению, политизируется, обесценивается, может быть очень важным смотреть на икону, которая храбро и не оправдываясь изображает вашу жизнь и любовь.
Ваша любовь не только реальна, она еще и свята.
Наши сердца разбиваются и исцеляются, только чтобы вновь сломаться и исцелиться. В это время единое сердце Пепетуи и Фелицитаты бьется смело и честно. Женщины обнимают друг друга, и их сердце взывает к нам:
Безопасность, любовь и святой поцелуй
Связали их сердца
В момент смерти
В объятиях, для того,
Чтобы все могли обнять друг друга
Перед лицом смерти Перпетуя и Фелицитата сохраняли силу. Они напоминают нам, что наша любовь — важный урок для церкви. Вы можете пытаться убить нашу любовь словами и действиями, вы можете исключать нас, дискриминировать, унижать. Но наша традиция учит, что любовь поднимется снова — и мы тоже».
По материалам Jesus in Love от 3 марта 2013 года и Believe Out Loud от 5 октября 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Жанна Крёмер. О христианстве, женщинах и феминизме с Натальей Василевич
- Елена Степанова. Феминистская герменевтика: чтение как освобождение
Следите за нашими новостями!