Существует множество произведений искусства, связывающих СПИД с Христом и святыми. На традиционной иконе Тобиаса Холлера (Tobias Haller) под названием «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни» Иисус носит красную ленту, чтобы показать солидарность с ВИЧ-позитивными людьми. Автор картины — иконописец, автор, композитор и викарий епископальной церкви в Бронксе. Холлер создает иконы ЛГБТ-людей — как традиционных святых, так и людей, значимых для ЛГБТ-сообщества. Он вступил в церковный брак более тридцати лет назад, но смог заключить гражданский брак только недавно, когда брачное равноправие было принято в Нью-Йорке.
Икона «Святые покровители жертв эпидемии СПИДа», созданная Льюисом Уильямсом (Lewis Williams), изображает две пары средневековых святых, которые вместе сталкивались с эпидемиями. Их связь друг с другом — обращение к гей-сообществу, непропорционально сильно затронутому эпидемией. Пары стоят по две стороны от каштана — символа жизни после смерти.
«Надеемся, что эти святые дадут утешение тем, кто потерял своих партнеров, а также друзьям и семьям погибших» — гласит текст, сопровождающий икону.
С левой стороны иконы — Блаженный Варфоломей Сан-Джиминьянский (Бартоло Буонпедони) и Блаженный Вивальдо, францисканцы, жившие в XIII в и служившие в лепрозории. Бартоло заразился проказой, и ему пришлось остаться жить в лепрозории, в изоляции от всего мира. Верный Вивальдо переехал к нему, хотя сам он не болел. Они жили вместе двадцать лет, до смерти. Сегодня, когда проказа излечивается, СПИД занял ее место — место стигматизирующей болезни.
С правой стороны — два монаха-кармелита XIV в. — Святой Авертан и Блаженный Ромео, спутники, которые вместе погибли от чумы. Авертан хотел поехать в Рим и добился разрешения взять Ромео с собой. Вместе они проделали удивительно и наполненное приключениями паломничество через Альпы, но в Италии, где в то время свирепствовала чума, их не впускали ни в один город. Но друзья все равно заболели: Авертан умер первым, Ромео — через неделю после него.
Икона написана Льюисом Уильямсом, художником из Нью-Мексико и францисканцем Третьего ордена. Он учился иконописи у Роберта Ленца (Robert Lentz) и пишет иконы о социальной справедливости.
СПИД связывается с темой страданий Христа на изображении Десятого Стояния из цикла «Крестный путь: борьба за равноправие ЛГБТ», созданного Мэри Баттон (Mary Button). Иисус, лишенный одежды, изображен рядом со структурой вируса СПИДа. Круговая структура вируса ВИЧ формирует нимб вокруг головы Иисуса. Иисус, лишенный одежды — символ утраты, которую понесло ЛГБТ-сообщество от эпидемии.
Другой художник, использовавший христианскую визуальную традицию, чтобы выразить страдание и святость жизни с ВИЧ — Дэвид Войнарович (David Wojanrowicz). Критик молчания церкви по время эпидемии СПИДа, он смешал визуальность ЛГБТ-сообщества с религиозными римо-католическими символами из своего детства. В 1980-х он часто становился целью нападок религиозных правых. Этот конфликт продолжается до сих пор — так, в 2010 году его работу «Огонь в моем животе» убрали с выставки Смитсоновского Института из-за того, что религиозные консерваторы опротестовали использование распятие как символа жертв СПИДа.
Я (Киттридж Черри, автор статьи — прим. переводчика) потеряла многих друзей во время эпидемии, когда я служила в ЛГБТ-сообщества Сан-Франциско в восьмидесятых, когда еще не было эффективных препаратов.
Я до сих пор храню на столе кирпичик, на котором написано: «Мы — тело Христово, и у нас СПИД». Это драгоценный подарок от друга, который был со мной в те годы в Городской церкви сообщества в Сан-Франциско.
По материалам QSpirit
Автор: Киттридж Черри (Cittredge Cherry)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!