На прошлой неделе, 8 марта, умер Джозеф Николоси (Joseph Nicolosi), один из основателей практики репаративной терапии. Но его наследие продолжит жить.
В 2012 году Николоси сказал Нью-Йорк Таймс: «Я не верю, что существуют настоящие геи. Я верю, что все люди гетеросексуальны, но у некоторых есть гомосексуальная проблема». К тому момент Николоси уже был автором четырех книг, таких как «Лечение гомосексуальности» и «Пособие по предотвращению гомосексуальности для родителей». В 1992 году он основал Национальную Ассоциацию по исследованию и лечению гомосексуальности (National Organization for Research and Therapy of Homosexuality — NARTH), организацию психологов, которые помогают геям и лесбиянкам «осознать свой гетеросексуальный потенциал» через практику репаративной терапии. Николоси умер 8 марта от гриппа. Ему было 70 лет.
До основания NARTH история попыток медицински исцелить гомосексуальность была небогата событиями, но жестока. В начале двадцатого века Фрейд пытался лечить геев, используя гипноз. В пятидесятых Эдмунд Бергер (Edmund Berger) продвигал «конфронтационную терапию» в отношении гомосексуальных пациентов, суть которой заключалась в том, что специалист должен был кричать на пациентов, убеждая их в том, что они — лжецы и не приносят пользы. Другие методы «исцеления гомосексуальности» включали лоботомию, электрошоковую терапию, пересадку яичек от гетеросексуальных мужчин, кастрацию, женское обрезание и т.д. Но именно Николоси сделал репаративную терапию настолько широко распространенной: он популяризировал этот подход среди религиозных общин и правых движений, превращая когда-то маргинальные практики насилия в мировую индустрию, приносящую миллионы тем, кто ей занимается.
Николоси вырос в Нью-Йорке, и там же получил магистерский диплом, но карьеру строил в Лос-Анджелесе. Он получил степень в клинической психологии в малоизвестном университете и открыло собственную клинику в Энсино в 1980 году. Вся его практика была сосредоточена вокруг лечения гомосексуальности. Время было подходящим: социальные движения шестидесятых, ЛГБТ-активизм, который расцвел после стоунволльских бунтов, начал вызывать глубокий страх у правых в Америке. Николоси ждала подходящая аудитория, которой он сообщил идею о том, что гетеросексуальность и традиционная гендерная конформность не только лучше гомосексуальности и гендерной неконформности, но что любые отклонения от традиционный модели — это патологии.
К тому моменту, как Николоси начал свою практику, попытки исцеления гомосексуалов уже были признаны шарлатанством. Фрейд писал о том, что его прогноз в этой области мрачен, хотя и верил, что гомосексуальное влечение можно уменьшить в некоторых случаях. В 1932 году Хелен Дойч (Helene Deutsch) опубликовала исследование «О женской гомосексуальности», в котором описала попытки привить гетеросексуальность лесбиянке, которые завершились тем, что в процессе терапии пациентка начала отношения с девушкой. В выводах Дойч пишет, что гетеросексуальные отношения были бы более желанным исходом терапии, но также отмечает, что гомосексуальный союз ее пациентки был психологически здоровым.
В 1948 году, через год после рождения Николоси, Альфред Кинси опубликовал революционный доклад «Сексуальное поведение мужчин», в котором утверждал, что гомосексуальные тенденции распространены куда больше, чем предполагалось раньше. В 1978 году Американская психологическая ассоциация исключила гомосексуальность из списка клинических расстройств ДСМ. Стигма и предубеждение к гомосексуальным людям были все еще очень распространены и в культуре, и среди психологов, но влиятельные психологи признали, что репаративная терапия — безнадежное дело.
Николоси предлагал другое: он сообщал гомофобным родителям, пациентам и психологам обоснование их гомофобных взглядов природой, наукой и психологическими свидетельствами. NARTH был основан в 1992 году им, Бенджамином Кауфманом (Benjamin Kaufman) и Чарльзом Сокаридесом (Charles , двумя другими обсессивно гомофобными психологами. Они открыто заявляли, что основание организации — реакция на то, что гомосексуальность была исключена из ДСМ.
Организация превратилась в сеть гомофобных психологов и стала связующим звеном между этой индустрией и правыми христианскими служениями для экс-ЛГБТ. Хотя NARTH номинально и являлась светской организацией, ее члены, включая самого Николоси, часто используют религиозную риторику. Они являются партнерами многих гомофобных христианских организаций. «Мы как граждане обязаны выражать интенции Бога о человеческой сексуальности», — сказал Николоси в 2007 году. В тот же год он так высказался на конференции экс-ЛГБТ: «Когда мы живем сообразно с данной Богом целостностью и человеческим достоинством, в нашей жизни нет места для секса с парнем».
Практика Николоси включала несколько индивидуальных сессий в неделю. Согласно свидетельствам его бывших пациентов, он использовал эмоционально насильственную «конфронтационную терапию» Бергера и совмещал ее с «терапией отвращения» — выработкой условного рефлекса отвращения на гомосексуальное поведение или импульсы через боль или дискомфорт. Он бил пациентов по рукам, использовал электрошок, вызывал рвоту. Он верил, что абсолютно все гомосексуальные люди подвергались сексуальному насилию со сторону родителей, и львиная доля терапии была посвящена попыткам вытащить из пациентов информацию об унижениях, пренебрежении и соблазнам в детстве.
По непонятным причинам, он также верил, что излечиться от гомосексуальности можно через просмотр порнографии: эту идею он постоянно повторял на всех профессиональных встречах. Большинство жертв Николоси — как и большинство жертв репаративной терапии в целом — дети и подростки, которых заставили обратиться к терапии родители. Николоси поощрял родителей, распространяя информацию о том, что может опознать гомосексуальность детей с трех лет. В своих книгах он поощрял родителей следить за поведением детей, чтобы заметить первые признаки гомосексуальности. К таким признакам у мальчиков он относил застенчивость и «артистические тенденции».
Но еще до смерти Николоси NARTH начала сталкиваться с проблемами. В 2012 году она потеряла статус некоммерческой организации, а в 2011 году лишилась аккредитации калифорнийского Совета поведенческих наук. В 2012 году Калифорния запретила репаративную терапию детей; позже подобные законы были приняты в Нью-Джерси, Иллинойсе, Нью-Йорке, Вермонте и Орегоне. Но группа и их последователи продолжают вредить и детям, и взрослым.
Понять, что вы или ваш ребенок гомосексуальны, страшно. Это значит, что будущее будет другим, чем вы представляли. Это значит, что вы и ваши близкие станут объектом стигматизирования, дискриминации, преследования. Это значит жизнь, в которой будет куда больше уязвимости. Напуганные люди приходили к Николоси за помощью, а он использовал их страхи, чтобы распространять ненависть, причинять им боль и огромный психологический ущерб. К сожалению, его наследие продолжит жить и после его смерти.
По материалам New Republic от 13 марта 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: