Многие христиане не очень-то хотят бороться за социальную справедливость из-за глубокого страха того, что их назовут «слишком либеральными» или даже «слишком светскими». Они не хотят, чтобы их ассоциировали с секулярными движениями. Им не нравится погружаться в проблемы, которые лежат вне их зоны комфорта.
Тем не менее, в Библии говорится, что Иисус очень внимательно относился к социальным проблемам вокруг.
Он не говорил «все важны», он говорил «самаритяне важны».
Он не говорил «все важны», он говорил «дети важны».
Он не говорил «все важны», он говорил «иноверцы важны».
Он не говорил «все важны», он говорил «евреи важны».
Он не говорил «все важны», он говорил «женщины важны».
Он не говорил «все важны», он говорил «прокаженные важны».
И хотя Иисус любил всех, он специально помогал отдельным, очень конкретным группам людей — тем, кто были отчуждены, к кому относились несправедливо.
Христиане должны признать, что в нашем обществе есть группы людей, которые сталкиваются с системными угнетением, и с этим нужно что-то делать. Христиане должны признать, что эти проблемы — часть сложной реальности нашего мира, и их нельзя решить общими методами — только специфическими.
Убирая культурный контекст служения Иисуса и сводя все его послание к религиозным банальностям, христиане вредят Евангелию. Мы слишком любим обобщать слова Иисуса, превращать его жизнь в плоскую схему, которую можно применить ко всему человечеству.
Но, читая Новый Завет, можно убедиться в том, что Иисус был куда сложнее, чем мы любим изображать.
Он целенаправленно и страстно говорил об очень конкретных проблемах. Его радикальная проповедь была направлена на разнообразные сложные конфликты его времени.
Он не просто проповедовал универсальное спасение для всего мира, но еще и говорил о конкретных политических, социальных и этнических проблемах. Его помощь была обращена к тем, кто подвергался насилию и угнетению.
Вовлекаться в эти проблемы, помогать тем, кому нужна справедливость — значит следовать за Иисусом. Во всем мире страдают миллионы людей, но многие христиане относятся к этому с апатией или вообще отказываются признавать, что проблемы есть.
Им неудобно сталкиваться со сложными и противоречивыми проблемами наших дней.
Чтобы избежать подобных неудобств, многие христиане начинают думать, что равенство и справедливость предполагает отказ от любой идентичности. Они верят, что человечество должно встать выше любых ярлыков и описаний, что любовь Христа уничтожает любые «поверхностные» характеристики — ориентацию, цвет кожи…
Они обращаются к стиху 3:28 из Послания Галатам — «Нет ни эллина ни иудея…», чтобы подкрепить свою точку зрения: важна только вера, все остальное — лишнее.
Что забавно, именно этот стих показывает, что идентичности важны Богу. Он признает, что существуют разные законы, ожидания, практики и мнения.
Павел не отбрасывает культурные различия между иудеями, эллинами, рабами, свободными, мужчинами, женщинами — он признает их. Он утверждает, что Иисус обращается к этим различиям и действует в их жизни с учетом уникальных возможностей и проблем каждого и каждой — с учетом привилегий, уязвимостей, стереотипов, прав, социальных ценностей и ожиданий.
Участие в работе за социальную справедливость — христианская традиция, вдохновленная Иисусом. Это духовная практика.
Мы должны стать активными участниками социальных изменений — чтобы следовать вере, а не ради власти, денег, гордыни и контроля.
Все мы созданы по образу Божьему и любимы Богом. Наша задача — идентифицировать себя с уязвимыми, а не отрицать их существование.
По материалам Sojourners
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: