Начнем с того, что более тридцати лет я был христианином. В молодости — в восьмидесятых — я был последователем Иисуса (одновременно с этим я катался по Техасу в составе хэви-метал группы, но это другая история). В Бомонте, штат Техас, я молился — на парковке возле церкви — о том, чтобы родиться заново. И после этого много лет я посещал церкви фундаменталистских внеденоминационных евангелистов-харизматов. Там я встретил будущую жену, и в этой культуре мы воспитали сына.
Почти два десятилетия спустя мы с женой покинули фундаменталистский мир, чтобы основать домашнюю церковь, и в итоге стали квакерами. Наш сын, к тому моменту студент, уже присоединился к движению Nones. Но моя новая идентичность квакера помогла дистанцироваться от фундаменталистского прошлого и задуматься о своей духовности. Я начал больше узнавать о других формах христианства, о других религиях (не чтобы победить в споре, а просто чтобы узнать побольше, чтобы научиться ценить их мудрость). В фундаменталистский период я был очень невежественным. С одной стороны, я боялся других религий, с другой, самодовольно считал, что моя вера — единственно правильная.
Среди многих мировых религий, которые я изучал, одна неожиданно отозвалась мне, и очень сильно. Это был буддизм. Сначала я немного испугался, вспомнив страшные истории, которые мне рассказывали в церкви: «Дэниэл пошел в семинарию и потерял веру в Иисуса, он стал отступником и безвозвратно потерян». Но потом я стал читать и перечитывать книгу Пола Ниттера «Без Будды я не был бы христианином» (Paul Knitter, Without Buddha I Could Not be a Christian). Ниттер был католическим священником, учеником Карла Ранера (Karl Rahner) и профессором богословия. В своей книге он пишет: «Буддизм помог мне глубже посмотреть на то, во что я верил как христианин. Многие вещи, которые я до того повторял множество раз, предстали в новом свете». Именно такой опыт я и приобретал, когда погружался в учения и практики Будды — в Дхарму. Некоторые идеи, например реинкарнацию и карму, я принять не мог, но быстро понял, что они не являются частью ключевых идей Будды.
Так что же делает меня буддистом? Некоторые буддисты скажут, что буддизма не существует. Буддизм — термин, «изм», который в девятнадцатом веке изобрели западные ученые, чтобы категоризировать движение людей, практикующих дхарму. Этому движению две с половиной тысячи лет. Мы, западные ученые, обожаем категоризировать, и потому «буддизм» мы засунули в один ряд с христианством, исламом, иудаизмом, индуизмом, даосизмом и другими мировыми религиями, чтобы потом их сравнивать. Многие известные буддийские учителя — например, Тхить Нят Хань, предпочитают говорить о «практике дхармы». Кажется, это ближе к тому, как описывали себя буддисты на протяжении истории. Мне нравится, что такой термин делает ударение на практике, а не на своде доктрин и убеждений.
И все же, на данном этапе термины «буддизм» и «буддист» уже устоялись и вряд ли исчезнут.
Бханте Гунаратана (Bhante Gunaratana) пишет в книге «По-английски об осознанности»:
«Буддизм не продвигает веру как что-то, во что нужно верить, потому что так написано в книге, или потому что так говорил пророк или какая-то другая авторитетная фигура. Вера в буддизме ближе к уверенности. Это знание того, что что-то истинно, потому что вы видели, как это работает, наблюдали это в себе. Точно так же, мораль — не ритуальное подчинение кодексу поведения, который навязал внешний источник. Скорее это здоровый характер привычек, который выбирается сознательно и добровольно, потому что он лучше, чем то, как вы себя вели до этого».
Но можно ли быть буддистом и кем-то еще — например, христианином? С точки зрения буддиста — безусловно, да. Монах Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki) написал: «Если вы не буддист, то думаете, что есть буддисты и не буддисты, но если вы буддист, то думаете, что буддисты — все, даже насекомые».
Будда — это титул, который значит «пробудившийся, просветленный». Цель практики дхармы — просветление, то, чего добился человек по имени Гаутама две с половиной тысячи лет назад, и что повторили за ним многие женщины и мужчины. То есть, буддиста можно назвать (по западной традиции) «просветлистом», буддизм — «просветлизмом». Через практики, подобные медитации, личность пробуждается для таких аспектов реальности, как изменчивость, причинно-зависимое происхождение, пустота, не-я, со-бытие, и так далее. Знание об этих вещах, основанное на опыте, ведет к миру, удовлетворенности, целостности в жизни здесь и сейчас. Стив Хаген (Steve Hagen) в книге «Буддизм просто и ясно» пишет: «Будда-дхарма — это изучение своей жизни, поведения, речи, того, как мы существуем на этой планете и как все это связано со всем остальным. Выбор только один. Мы пробуждаемся или не пробуждаемся». Другими словами, реальность такова, какова она есть. Буддизм — это о том, как осознавать реальность и жить соответственно.
Практикую ли я дхарму? Да. Люблю ли я Иисуса? Да. Христианин ли я? Надеюсь, что так. Буддист ли я? Надеюсь, что так.
По материалам Patheos от 30 апреля 2017 года
Автор: Дэниэл Коулман (Daniel Coleman)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!