В Сан-Франциско откроется выставка “Третий мусульманин”, представляющая работы мусульманских ЛГБТ-художников. Задачей выставки стало показать новую перспективу взгляда на ислам и квир-идентичности.
Как поясняют организаторы выставки, когда стало известно, что человек, устроивший теракт в Орландо — гомофобный мусульманин и, возможно, гей, ЛГБТ-мусульманское сообщество почувствовало себя в уязвимом положении.
«Это было напряженное время для ЛГБТ-мусульман, потому что террорист, к сожалению, и сам оказался мусульманином, — рассказывает художник и куратор выставок из Сан-Франциско Зульфикар Али Бхутто (Zulfikar Ali Bhutto). — Многие из нас почувствовали себя в изоляции от ЛГБТ-сообщества — в нем было много исламофобии. Можно было быть или из ЛГБТ-сообщества, или из мусульманского. Но есть сопротивление, которое говорит — нет, мы и те, и другие. У нас есть обе идентичности».
ЛГБТ-мусульманские художники часто оказывались маргинализованы, но теперь у них есть новое пространство, в котором они могут разделить свой опыт, использовать свой голос. Это — выставка «Третий мусульманин: квир- и транс-мусульманские нарративы сопротивления и стойкости», которая открывается 25 января в культурном центре SOMArts в Сан-Франциско.
На выставке будут представлены работы четырнадцати гомо- и бисексуальных, а также трансгендерных и небинарных мусульманских художниц и художников из Сирии, Пакистана, Сомали и других стран.
«Мы можем придумать способ примирить ЛГБТ и мусульманские идентичности, и в данном случае люди делают это через творчество, — говорит Бхутто, со-куратор выставки и внук президента Пакистана. — К сожалению, чтобы люди вновь пробудились, потребовался Трамп. Нам нужно постоянно помнить о тех формах нетерпимости и предубеждения, которые влияют на наши сообщества. Быть открытым мусульманином в Америке — акт сопротивления».
На выставке представлены работы, раскрывающие проблемы исламофобии, расизма и гомофобии. Они «освещают проблемы, общие для современного сообщества ЛГБТ-мусульман», рассказывает со-куратор и активист Яс Ахмед (Yas Ahmed).
Название выставки, «Третий мусульманин», связано с двойным стереотипом об исламе.
«Когда мы представляем стереотипных мусульман, мы думаем либо об умеренных мусульманах, либо об экстремистах, — говорит Бхутто. — С помощью “Третьего мусульманина” мы предлагаем другую перспективу взгляда на исламские и квир-идентичности. Мы не говорим, что существуют только три типа мусульман, но мы выходим за рамки существующей бинарности».
Ахмед рассказывает: «Мы хотели включить голоса людей, у которых есть ЛГБТ- и мусульманский опыт, чтобы зрителей к разговору. Когда люди думают об исламе, они автоматически делают определенные предположения, но мы используем выставку, чтобы подумать о глубине того, что значит быть ЛГБТ и мусульманами».
На выставке, в частности, представлена работа «Покрывало» Джамиля Хеллу (Jamil Hellu), художника сирийского происхождения. На ней изображен мужчина в хиджабе.
«Эта работа отсылает к конфликту, когда мы вынуждены скрывать квир-идентичность из страха гомофобного насилия, — говорит Хеллу. — Работа рассматривает двойственность арабской и квир-идентичности, она подчеркивает напряженность между моим сирийским происхождением и идентичностью гея и попытки выразить мое собственное отчаяние от гомофобии и насилия на Ближнем Востоке».
Саба Тадж (Saba Taj), художница из Северной Каролины, представила коллекцию манекенов в ярких паранджах.
«До теракта 11 сентября я знала, что бурка — это просто что-то, что носят некоторые мусульманки в Пакистане и Афганистане, а после это стало вездусущим образом, который подкреплял исламофобские настроения. Бурка стало синонимом к словам «мусульмане» и «террористы», — рассказывает Тадж. — Очень утомляет, что хиджабы и бурки используют и в исламофобском, и в противоположном нарративах, но я все же думаю, что на эту тему до сих пор есть что сказать».
Предполагается, что выставка должна стать пространством не только для диалога, но и для исцеления.
«Мы ищем пути, чтобы исцелить себя и друг друга, найти друг друга, и выставка — один из способов делать это, — рассказывает Бхутто. — Мир нуждается в исцелении, проблемы многих из нас до сих пор не разрешены, многие из нас, наше сообщество, не получило справедливости. Мы пытаемся найти способ пролить свет на важные для нас проблемы, чтобы увидеть необходимые изменения — как квир-, мусульманские и трансгендерные художники, которые представляют самих себя».
По материалам The Guardian от 22 января 2018 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Шиитка из Кашмира борется с гомофобией искусством
- Короткометражный фильм «Война внутри» в поддержку ЛГБТ-беженцев
Следите за нашими новостями!