Первый (вводная часть) из четырёх текстов психолога Марлен Винелл (Marlene Winell), автора книги «Оставляя единоверцев: руководство для бывших фундаменталистов и всех тех, кто покидает свою религию».
Также:
- Первая часть: Как опознать синдром религиозной травмы
- Вторая часть: Травма из–за религии
Синдром религиозной травмы (СРТ) имеет установленные причины и сопровождается узнаваемым набором симптомов, а также циклом насилия, пагубно сказывающимся на здоровье.
Симптомы синдрома религиозной травмы:
- Когнитивные: Смятение, низкий уровень критического мышления, негативные представления о собственных способностях и значимости, «чёрно-белое» мышление, перфекционизм, сложности в принятии решений
- Эмоциональные: Депрессия, тревожность, гнев, печаль, одиночество, сложности в получении удовольствия, потеря смысла
- Социальные: Потеря социальных связей, разрыв семейных связей, некоммуникабельность, сложности в сексуальной сфере, задержки в развитии
- Культурные: Отсутствие знаний о секулярном мире, ощущение себя «не в своей тарелке», сложности в обретении чувства принадлежности, пробелы в знаниях (напр., об эволюции, современном искусстве, музыке)
Причины возникновения синдрома религиозной травмы:
Авторитарность религии вкупе с «токсичной» теологией, проповедуемой в церкви, школе и дома, приводит к:
- Подавлению естественного развития ребёнка – тормозится когнитивное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие
- Нарушению мыслительных и чувственных способностей – информация контролируется и ограничивается, навязываются расходящиеся с реальностью мнения, независимое мышление и чувства осуждаются
- Внешнему локусу контроля – человек получает знания, а не постигает их самостоятельно, работает иерархическая система авторитетов, сам человек не считается хорошим или надёжным источником знаний
- Физическому и сексуальному насилию – патриархальная власть, нездоровые взгляды на сексуальность, телесные наказания кладутся в основу дисциплины
Цикл насилия
Доктрины о первородном грехе и вечных адских муках приносят человеку наибольший психологический стресс оттого, что сковывают его двойными цепями. Вы несёте вину и ответственность, вас ждёт вечное наказание, но сделать вы с этим ничего не можете.
Вам необходимо пройти умственное испытание, называемое «верой» — верой в некий невидимый источник спасения – и пронести эту веру через всю жизнь. Вы не можете перестать грешить, вы можете лишь продолжать каяться и получать прощение в надежде, что вы отвечаете божественным требованиям, хотя обратной связи о том, попадёте ли вы в Рай, не поступает.
Спасение, оказывается, не даётся даром.
Для человека искренне верующего это превращается в нескончаемый цикл стыда и облегчения. Это цикл насилия. Как рассказал один верующий,
«Я ожидал, что встречи с епископом будут полными сострадания и ободрения. Но это было, скорее, похоже на проверку налоговой инспекции. Я непрестанно молился об освобождении от соблазнов. В мучительном припадке я бил кулаками подушку. Я выдавливал из себя всю свою веру до последней капли, чтобы преодолеть эту проблему. Но фраза «Не введи меня в искушение, но избавь меня от лукавого» мне не помогала. Конечно, я винил себя, думал, что со мной что-то не так. Я думал, что я извращенец, что я зло. Я себя ненавидел».
Как остановить цикл насилия
Вы можете остановить цикл насилия, но хотя уход от веры может явиться благословением, у него есть и оборотная сторона. Человек чувствует облегчение, когда отпускает необходимость подстраиваться. Появляется чувство свободы, интерес к новой информации и новому опыту, обретается самоуважение, целостность характера и проявляется идентичность.
Но есть и серьёзные трудности. Психологическая травма не уходит в одночасье. Напротив, страх ада, внушаемый человеку с раннего детства, бывает настолько сильным, что может преследовать его до конца его дней, несмотря на попытки рационального осмысления. Таким же разрушительным может оказаться удар по самооценке и уверенности в себе. Поэтому так много людей вокруг нас ранены: они оставили фундаменталистскую религию и испытывают последствия синдрома религиозной травмы.
Не путать с другими расстройствами
Синдром религиозной травмы часто обладает симптомами таких расстройств как:
- посттравматическое стрессовое расстройство
- клиническая депрессия
- тревожный невроз
- биполярное расстройство
- обсессивно-компульсивное расстройство
- пограничная психопатия
- расстройство пищевого поведения
- социальная фобия
- брачная и сексуальная дисфункция
- суицидальные наклонности
- злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем
- резкое антисоциальное поведение, в т.ч. человекоубийство
Существует множество крайностей, таких как насильственное отношение к детям и животным, суицид, изнасилование и убийство. Не столь экстремальными, но всё же трагичными являются случаи утраты смысла жизни у людей, которые потеряли ощущение реальности. Приведённые выше названия диагнозов не раскрывают всей полноты человеческой истории, и многие из тех, кто обращаются за помощью к психиатрам, сталкиваются с тем, что не могут найти специалиста, который бы их понял.
В чём проблема?
В нашем обществе зачастую бытует мнение о том, что религия – источник чего-то полезного и доброго. Когда вы рассказываете психологу о том, что потеряли веру и уходите из церкви, они расценивают это так, будто вы просто перестали верить в Деда Мороза. Некоторые люди считают, что вера – это нечто детское, и что вырасти из этого – естественно. Психологи не всегда понимают, что такое фундаментализм и могут посоветовать вам использовать духовные практики в ходе терапии. В целом, люди, не прошедшие через авторитарную фундаменталистскую индоктринацию не осознают, что это подобно умственному изнасилованию.
В США ценится Билль о Правах: свобода слова, свобода собрания, свобода вероисповедания. Поэтому с большинством американцев так сложно говорить о таком разрушительном феномене как СРТ, не заставляя их чувствовать угрозу. Тема токсичных вероучений и насильственных практик будто бы табуирована. Люди боятся нарушить чьи-то права, и поэтому сторонятся подобных обсуждений. Если вы психолог и ещё не поняли, о чём речь, поясню: родители, заставляющие своих детей ходить в церковь, конечно, не маньяки-убийцы.
Но в этом кроется проблема: когда мы представляем религию как нечто стерильное, мы не замечаем, когда она становится токсичной. Возьмём в качестве примера ребёнка, жизнь которого зависит от взрослого. Инстинкт самосохранения подсказывает ему, что нужно довериться авторитету взрослого, чтобы выжить. Религиозные учения с лёгкостью усваиваются развивающимся мозгом, в то время как взрослый контролирует поток информации. Так продолжается из поколения в поколение, религиозный комплекс самовоспроизводится, и верующие учатся ненавидеть себя и бояться апокалипсиса.
Источник: Cognitive Behavior Therapy Today
Перевод: Юлия Столярчук, специально для Nuntiare.org