Я сижу за своим компьютером и дописываю главу, посвящённую Новому Завету для своей новой книги «Понимая Библию» (Making sense of the Bible). Глава называется «Читая чужое письмо». В ней я пытаюсь помочь читателю понять важность чтения и интерпретации 21го новозаветного письма в свете культуры и условий, в которых они были написаны. Послания Нового Завета были написаны для того, чтобы ответить на вопросы, дать инструкции и руководство пасторам, поделиться своей обеспокоенностью с христианами, жившими в первом веке под властью Римской империи.
Чтобы читатель мог представить разницу, которую создаёт временной и культурный контекст для одного конкретного человека в письме и какое послание оно, письмо, может нести, я предлагаю представить некоего христианского лидера, который пишет письмо христианам США в 1950 году и этого же человека, пишущего письмо для нас, жителей 21 века.
В 1950 году Холодная Война была в разгаре и Советский Союз был нашим врагом. Трое из четырёх выпускников университета были людьми мужского пола, редко можно было встретить женщин на руководящих позициях даже в церкви (до 1956 года женщина не могла быть рукоположена в Объединённой Методистской Церкви). «Отделённые, Но Равные» – такова была принятая норма для расового разнообразия, поскольку в 1896 году по делу «Плесси против Фергюссона» было вынесено решение, согласно которому даже в штате Канзас (штат, где находится церковь, в которой служит пастор Адам — прим. переводчика) афро-американцам не разрешалось плавать в общественных бассейнах вместе с детьми. Эта норма была принята большинством белых христиан. Не смотря на то, что в 1948 году Верховный Суд отменил это решение, негласное правило делало невозможным для евреев и других меньшинств приобретение дома в привлекательном районе нашего города. Более 90% людей, которые писали подобные законы, считали себя христианами.
Мир разительно изменился за 63 года. Советский Союз больше не существует, более половины выпускников университетов сейчас женщины. Концепцию «Отделённые, Но Равные» теперь сложно себе вообразить, и никто не может даже представить себе применение негласных правил в отношении людей отличающихся от нашей религии, или же цвета кожи. Но большинство христиан 1950 года не могли себе представить мир, в котором живём сейчас мы.
Насколько не похож наш современный мир на действительность первого века нашей эры Римской империи. Однако часто мы читаем Новый Завет так, как будто апостолы через эти письма обращаются напрямую к нам. Конечно, они сильно звучат и в наше время, но есть в них элементы, которые сформированы культурными нормами того времени. Рабство и подчинение женщин отражены в этих письмах, и в 21 веке христиане больше не считают, что это отражает Божье сердце и характер, не смотря на то, что они присутствуют в Новом Завете.
Одной из вещей, которая побудила меня к написанию этой книги, посвящённой Писанию, стал вопрос гомосексуальности в церкви. В нашей церкви я учу тому, что внутри нашей христианской веры вопрос гомосексуальности это не вопрос авторитета Библии, а вопрос её интерпретации. Консерваторы и либералы сходятся во мнении, что в Библии есть места отражающие культурные нормы и потребности того времени, а отнюдь не вечную волю Бога. Даже апостолы это понимают. Мы можем видеть в Деяниях 15 главе ситуацию, когда они решили, что большая часть Закона Моисея (Пятикнижия) – Библии ранней церкви – не является авторитетом для христиан. Апостолы понимали, что потребности детей Израиля и ожидания Бога от Своего народа были различными в первом веке и 1300 лет назад, когда Моисей был лидером еврейского народа. Апостолы ценили Закон Моисея и видели в нём много чего вечного и неизменного, но были в нём разделы, которые, по их мнению, более не были уместны.
Вопрос, по которому консерваторы, центристы и либералы в церкви не находят согласия, таков: можно ли уподобить стихи Писания, говорящие об однополых отношениях, стихам о рабстве, подчинении женщин и прочими разделами Закона Моисея, которые апостолы не принимали во внимание?
На этой неделе (данный текст был написан 29 июня 2013 года — прим. переводчика) сразу три новости на эту тему были у всех на устах. Первая случилась неделю назад, когда Алан Чемберс, Президент Exodus International (крупнейшая и старейшая в мире межконфессиональная христианская организация движения экс-геев — прим. переводчика) публично принёс извинения за то, что организация «Исход» приносила страдания геям и лесбиянкам за время своей работы. Правление организации единогласно проголосовало за закрытие служения. «Исход» была основана 37 лет назад и являлась ведущим в Америке сторонником «репаративной» или «конверсивной» терапии, на которую она возлагала надежды как на способ «исцеления» гомосексуальности.
Затем, в среду на этой неделе Верховный Суд США вынес два решения по вопросу гомосексуальности. Первое касалось дела 84-летней Эдит Виндзор, которая прожила в партнёрстве с Тейей Спайер 44 года. Они поженились в 2007 году. Когда в 2009 году Тейа умерла, Федеральное Правительство не признало их женатой парой на основании Акта о Защите Брака, не смотря на то, что штат Нью-Йорк их брак признавал. Соответственно, Эдит пришлось выплачивать налог на недвижимость за половину общей с Тейей собственности – женатые пары освобождаются от этого налога, когда один из супругов умирает. Эдит выплатила 363 000 долларов Федеральному Налоговому Управлению и 275 000 долларов штату Нью-Йорк (который признаёт однополые браки, но подчиняется Налоговому Управлению).
Верховный Суд отменил часть Акта о Защите Брака, которая распространялась на это судебное дело, и таким образом Федеральное Правительство вынуждено было признать законным брак Эдит и Тейи поскольку он был законным в штате Нью-Йорк и вернуло выплаченные налоговые суммы.
Если бы Эдит жила в Канзасе или Миссури, она до сих пор должна была бы выплачивать налог на недвижимость как если бы она и Тейа не были бы женаты. Поскольку ни один из этих штатов не признаёт однополые браки, заключённые в другом штате. Решения Верховного Суда не имеют силы в штатах Канзас и Миссури.
Второе решение Верховного Суда говорило о том, что частные стороны не обладают «положением» защищать поправки к Конституции штата, которые сам штат отказывается поддерживать. Это относится и к Поправке 8 в штате Калифорния (поправка к Конституции, которая была принята в штате с сильной поддержкой консервативных и евангелических церквей в 2008 году), которая определяет брак как «союз мужчины и женщины», а следовательно опровергает решение Верховного Суда от 2008 года, разрешающее однополые браки. По сути своей, Верховный Суд США в среду вернул судебное дело обратно в суд низшей инстанции, отказавшись выносить решение по существу, которое бы повлияло на установление однополых браков в Калифорнии.
Поскольку эти два решения Верховного Суда являются ограниченными конкретным случаем, в будущем появятся ещё дела, поданные на рассмотрение Верховного Суда.
Сейчас в нашей культуре и мире происходят большие изменения относительно нашего понимания сексуальной ориентации. Консерваторы верят, что церковь твёрдо должна стоять на своём – то есть быть в оппозиции к однополым отношениям. Основаниями для этого являются 2 ветхозаветных отрывка и 3 отрывка из Нового Завета, осуждающие однополые отношения, а так же более широкая модель гетеросексуальности, которую можно найти на страницах Библии.
Однако большое число христиан начинает смотреть на этот вопрос по-другому. Это относится по большей части к молодому поколению христиан.
Недавно я побывал на собрании с десятью различными пасторами больших евангелических церквей. Каждый из них находился в борьбе с этим вопросом в своей церкви. Некоторые считали правильным «держаться своего», в то время как другие задавались вопросами и ставили под сомнение (впрочем, как и я сам в течение какого-то времени) те самые отрывки из Библии: отражают ли они действительно сердце Божье по отношению к геям и лесбиянкам, или же они подобны тем отрывкам из Библии которые одобряют рабство и подчинение женщин – есть лишь отражение исторических и культурных норм, а не Божьей воли.
Вы можете притворяться, что этот вопрос исчезнет со временем. Но как мы наблюдали на этой неделе, вероятность ничтожно мала. Вы можете уходить из церквей, которые открыты для вопросов и подвергают его сомнению, как наша церковь, для того, чтобы «стоять на своём». Но вероятно, что даже те, кто сейчас «стоят на своём», через несколько лет совершенно по-другому будут смотреть на этот вопрос.
Мы, как церковь, не все согласные по этому вопросу. Ваши пасторы не все согласные по этому вопросу. И мы научились жить с этим. Нам нужно научиться соглашаться с тем, что мы не согласны по этому вопросу, так же как и наше общество и зарубежные церкви, которые продолжают «сражаться» с этим вопросом. Он не куда не уйдёт и нас ждут большие перемены. Как церковь, мы обещали быть местом, которое приветствует всех. Мы обещали быть церковью, где думающие и посвящённые христиане по обе стороны согласны не соглашаться — с уважением и любовью.
Я лично верю, что через 20 лет большинство церквей будут приветствовать однополые семьи, будут призывать геев и лесбиянок жить верной и жертвенной любовью в своих отношениях так же как к этому призывают и гетеросексуальные семьи. Я верю, что церкви будут видеть в отрывках, описывающих однополые отношения, отражение культурных норм, подобно тем, что описывают рабство и подчинение женщин, а не Божье сердце и Его вечную волю.
Адам Гамильтон.
Из еженедельной рассылки Адама Гамильтона от 29 июня 2013 года «Pastor Adam’s E-note»
Адам Гамильтон — старший пастор Объединённой Методистской Церкви Воскресения, город Ливуд, штат Канзас
Перевод: Антон Кузьмин.