Квир-теология, теология квир – современная альтернативная теология, теоретизирование о Боге и божественном с точки зрения квир (от англ. queer – странный, эксцентричный; используется, в частности, для обозначения людей альтернативной гендерной идентичности и/или сексуальной ориентации).
Термин «квир-теология», как и сама квир-теология, или теология квир, появился благодаря американскому исследователю Роберту Госсу и его книге «Оскандалившийся Иисус. Манифест геев и лесбиянок» («Jesus acted up: A gay and lesbian manifesto») в 1993 г. По мысли автора, квир-теология была призвана стать новой теологией, в том числе по отношению к уже существовавшей к тому моменту гей-теологии (или теологии геев). Новизна квир-теологии, как ее представлял Госс, заключалась, по преимуществу, в попытке переосмысления традиционной западно-христианской теологии с точки зрения квир, в формировании особого теологического языка описания феномена квир и, в конце концов, в построении новой теологии на основе сформированного языка.
Этот замысел отчасти реализовался, благодаря таким теоретикам, как, например, Марселла Альтхаус-Рид, Грейс М. Дженцен и Патрик С. Ченг. Однако если феномен квир постепенно становится частью теологической проблематики и получает все более широкое признание в академической и религиозной среде (известно, что тематически и систематически квир изучается, например, в Чикагской теологической семинарии и Гарвардской школе богословия), то собственно квир-теология сохраняет маргинальный статус. В целом этому во многом способствует общий радикализм мышления квир-теологов, выражаемый в языке, который зачастую воспринимается как кощунственный. Кроме того, адекватному восприятию и популяризации квир-теологии мешает предрассудок о том, что она якобы является возведенной в дисциплину попыткой легитимации и «оправдания» квир, а также общий трайбализм, свойственный для ЛГБТИК-исследователей/исследователей ЛГБТИК.
Внутридисциплинарные затруднения для квир-теологии являются следствиями ее методологии: наследница постмодернистской, неклассической парадигмы, квир-теология ставит под сомнение и изменяет теологическую нормативность – как этическую, так и эпистемологическую; делая опыт, субъективность и телесность условиями построения знания о Боге и божественном, квир-теология бросает вызов традиционной христианской теологии.
Таким образом, развитие квир-теологии связано как с внешними, так и с внутренними ограничениями. Однако очевидно, что она все же смогла показать способы изменения теологической перспективы и дала импульс для появления таких еще более специфических, но важных альтернативных теологий, как, например, транс-теология.
Анастасия Иванова, специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Анна Войнович. “Доколе, Господи…”
- Преподобная Нэнси Вильсон. Богословское учение о сексуальности: Квир-интерпретация
Следите за нашими новостями!