Отречение 85-тилетнего папы Бенедикта XVI от римского престола 11 февраля 2013 года – это действительно очень знаковое событие. Знаковое не только по той причине, что глава Римско-католической церкви признал, что человек в таком возрасте уже не способен полноценно управлять «кораблем Петра», и не только по той причине, что подобного рода отречения большая редкость в Католической церкви (последнее произошло около 600 лет тому назад). Знаковым оно является и потому, что престол покидает тот, кто в свое время подверг критике идеи богословия освобождения. Критическая рефлексия над некогда произнесенным осуждением, вынесенным кардиналом Йозеф Ратцингером (1927-…), может и должна войти в новый этап своего развития, особенно на постсоветском пространстве, где мысли представителей латиноамериканского богословия второй половины XX столетия все еще являются исследованными на поверхностном уровне. В то время как на Западе пишутся книги с названиями «Будущее богословия освобождения» [1] и «Богословие освобождения после конца истории» [2], на постсоветском пространстве до сих пор не переведен, будь-то на русский или на украинский языки, основной труд богословия освобождения Theologia de la liberacion/A Theology of Liberation [3]. Некоторые выдержки из этой уже ставшей классической работы можно найти в сборнике «Социально-Политическое Измерение Христианства» [4].
Кардинал Ратцингер, возглавлявший долгое время Congregatio pro Doctrina Fidei (до 1908 года носила название Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции), еще в 1984 году составил и подписал «Инструкцию по некоторым аспектам «Богословия освобождения»». Одной из задач Конгрегации Доктрины Веры было разоблачение и искоренение ереси в Католической церкви. В 1985 году Ратцингер и Священная конгрегация заставили замолчать францисканского священника и представителя бразильского богословия освобождения Леонарда Боффа/Leonardo Boff (1938-…). Согласно постановлению, Боффу, одному из главных выразителей идей богословия освобождения, запрещалось читать лекции, публиковать свои статьи и совершать священнические функции в течение года. Его обвиняли в политизации Христа, заигрывании с марксизмом, симпатии к другим формам управления церковью, нежели католическая, неправомерной критике злоупотреблений церкви.
Примерно в то же самое время начинается процесс расследования деятельности основателя теологии освобождения перуанского священника Густаво Гутиерреза/Gustavo Gutiérrez (1927). Однако стоит отдать дань уважения и тому, что уже в скором будущем Ватикан занял более-менее терпимую позицию по отношению к теологии освобождения. В 1986 году Конгрегация Доктрины Веры отменила свое решение по Боффу и издала, посредством того же кардинала Ратцингера, более терпимую «Инструкцию о христианской свободе» [5]. Тем не менее, и новая «Инструкция» предостерегала священников от участия в политических институциях, оставляя эту прерогативу светским людям [6].
Без сомнения, что представители теологии освобождения, как и другие богословы, не могут похвастаться идеальным учением. Кардинал Ратцингер в Инструкции настаивал на пути диалога и согласования и был против классовой борьбы и физического, насильнического, революционного устранения противника [7]. Известный англиканский богослов Джон Милбанк/John Milbank (1952-…) критикует представителей богословия освобождения за их использование социальной теории, а именно марксизма, как источника, который, не обращаясь к вере в Бога, выводит справедливость из несправедливости, то есть пытается выступать адекватной критической теорией [8]. Другие представители Радикальной Ортодоксии/Radical Orthodoxy считают, что богословие освобождения конечно же говорит о правильных вещах, однако оно в конце концов поступает предательски, используя чуждую богословию секулярную социологию и симпатизируя всякого рода гражданским движениям [9]. Согласно их точке зрения, именно в наивной надежде на построение справедливого социального общества вне Церкви и заключается просчет латиноамериканского богословия освобождения [10].
Однако даже если и есть что-то ошибочное в богословии теологии освобождения, стоит помнить слова католического теолога, коллеги и жесткого критика Йозефа Ратцингера Ганса Кюнга/Hans Küng (1928-…) о том, что «богослов, подобно любому человеку, учится на ошибках, а запрет на ошибку означает запрет на мышление» [11]. В своей книге «Церковь» этот опальный богослов говорит о том, что всегда требуется время не только на то, чтобы «отыскать истину», но и на то, чтобы она «взяла верх в церкви над сопротивлением ей» (с. 40). Сам Бофф относительно распространенного 11 марта 1985 года «Замечания» Конгрегации доктрины веры, касающейся содержания его книги «Церковь: харизма и сила», официально согласился с тем, что его позиции опасные для доктрины веры. Однако он также выразил мнение о том, что поднятые им проблемы требуют все новых размышлений теологов, наряду с верой церковной общины и ее пастырей. Бофф также не считал, что с дисциплинарной точки зрения Ватикан наложил на него какие-то серьезные санкции и продолжил писать [12].
Идеология теологии освобождения в ее латиноамериканском проявлении все еще почти не исследованная тема среди постсоветских теологов, религиоведов и уж тем более философов. Я бы отметил три этапа появление текстов, касающихся богословия освобождения. Это тексты, переведенные до перестройки (имеется в виду государственный период в СССР до 1985 года – ред.), перестроечный материал и работы двухтысячных годов.
Повышенный уровень заинтересованности по этой теме был особенно проявлен во времена до и во время Перестройки. Это прежде всего было связано с довольно тесным сотрудничеством латиноамериканских теологов с марксисткой идеологией, приверженностью социалистическим идеалам. Уверенностью в необходимости революционного вмешательства и непрекращающейся борьбе классов.
К более ранним работам я бы отнес совместное советско-польское издание «Католицизм 77» [13]. Нельзя не отметить книгу об испанском священнике Бартоломе де Лас-Касасе (1474-1566), который в свое время осуждал порабощение и насильственное обращение индейцев в христианство и считается предтечей латиноамериканской версии богословия освобождения. Материалы по де Лас-Касесу были собраны деятелем атеистической пропаганды, а по совместительству и специалистом по этнографии и истории стран и Латинской Америки, истории Католической церкви в Латинской Америке, Иосифом Григулевичем [14].
Из российских исследователей стоит вспомнить книгу В.И. Добренького и А.А. Радугина [15], а также переводы статей братьев Клодовиса Боффа и Леонарда Боффа в сборнике «Религии мира» [16]. В малоизвестной на сегодняшний день книге «Революция в церкви» представлена лучшая подборка документов, относящихся к богословию освобождения. Документы раскрывают как миссионерскую деятельность тех, кто служит бедным, так и мысли прогрессивно мыслящих христиан о борьбе за человеческие свободы. [17]. Книга «Христианская теология революция» одна из тех, которая отводит место анализу теологии «освобождения», ее социальным истокам, и перспективам развития [18].
В последнее время в некоторых западных учебниках, которые сегодня массово переводятся на русский язык, начала появляться информация энциклопедического характера о богословии освобождения. Так, в начале 2000-х на русский язык переведена книга «Бог в XX веке» [19]. Здесь богословию, порожденному историей угнетенных, посвящен целый раздел. Автор показывает, что богословие освобождения учит нас пониманию того, что богословие – это всегда размышление о вере, исходящее от конкретного пространственно-временного контекста. Ссылаясь на слова Леонардо Боффа, он пишет о том, что «теология освобождения означает христианское размышление о практике людей (людей вообще и христиан в частности) в свете практики Иисуса и потребностей веры» [20]. Недавно появившиеся книги черкасского издательства «Коллоквиум» содержат обзорный материал истории, идей и герменевтики теологии освобождения, который является хорошим трамплином для начинающего исследователя. [21]. Среди учебников, распространенных в среде протестантских учебных заведений, можно без проблем найти и прочитать обзорный материал о богословии освобождения: [22]. Из украинских источников стоит вспомнить напомнить о книге о. Ярослава Москалика, в которой наравне с другими христологиями рассматривается и взгляд на Иисуса Христа представителями богословия освобождения (Теології Визволення) [23].
Как бы там ни было, но материала о богословии освобождения на постсоветском пространстве мало. На сегодняшний день пока нет даже переведенного систематического учебника этакой осмысленной рефлексии с последующим практическим применением, ориентированного на конкретную аудиторию по этой теме. В то же время периодически в интернете появляются статьи на русском или украинском языках, связанные с тем или иным аспектом теологии освобождения. Однако ситуация такова, что современный отечественный исследователь стоит перед необходимостью новых исследований в области богословия освобождения с последующей привязкой конкретных практических выводов к ситуации на постсоветском пространстве. Если мы все еще думаем, что мысли Боффа и других леворадикальных христианских мыслителей могут и дальше находиться под запретом будь-то католического папы или протестантского епископа, то мы сильно ошибаемся. «Христос, по словам леворадикальных теологов, призывает нас к обновлению, к радикальному переосмыслению того затруднительного положения, в котором находится человечество, к новой ориентации, в которой нам следует открыться друг другу, природу и богу» [24].
Закончу напоминанием о том, что в основании теологии освобождения лежит новое понимание христианского долга [25]. Леонардо Бофф был тем, кто помнил об этом долге всегда, и даже будучи под запретом Ватикана, не забывал о нем никогда, подражая самому Христу, о котором он однажды сказал: «Он приводил окружающих в замешательство, за что и был осужден» [26].
Вот почему, несмотря на критику со стороны Католической церкви, уже в1986 году, в соавторстве со своим братом Клодовисом, Леонардо Бофф публикует новую книгу «Введение в богословие освобождения» [27].
1. Petrella I. The Future of Liberation Theology. An Argument and Manifesto. – London: SCM Press, 2006.
2. Bell D. Liberation Theology After The End of History. The refusal to cease suffering. – London: Routledge, 2001.
3. Gutierrez G., Teologia de La Liberacion, CEP. — 1971 (English translation Theology of Liberation, Orbis, 1973.
4. Гутьеррес Г. Теология освобождения (отрывки). // С. Лёзов; О Боровая (ред.) Социально-Политическое Измерение Христианства. Избранные теологические тексты XX столетия. — М.: Наука, 1994. — С. 204-213.
5. «Христианская свобода и освобождение. Отрывки из Инструкции Конгрегации доктрины веры» // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990. – C. 226-232.
6. Там же.
7. «Христианская свобода и освобождение. Отрывки из Инструкции Конгрегации доктрины веры». – С. 231.
8. Milbank J. Theology & Social Theory. Beyond Secular Reason. Second Edition. – Oxford: Blackwell Publishing, 2006. – P. 247.
9. Shakespeare S. Radical Orthodoxy. A Critical Introduction. – London: SPCK, 2007. — P. 16.
10. Bell D. Liberation Theology After The End of History. The refusal to cease suffering. – London: Routledge, 2001. — P. 70.
11. Кюнг Г. Церковь. М.: ББИ, 2012. – С. 40.
12. Бофф Л. Заявление // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990. – C. 232.
13. Костиков П.(ред.) Католицизм 77. М.: Издательство политической литературы, 1977.
14. Григуревич И. (ред.) Бартоломе де Лас-Касас. К истории завоевания Америки. М.: Наука, 1966; Григулевич И. Мятежная церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972.
15. Добреньков В.И. и. Радугин А.А. Христианская теология и революция. М.: Издательство политической литературы, 1990.
16. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990.
17. Поташинская Н. (ред.) Революция в церкви (Теология освобождения). Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1990.
18. Добреньков…
19. Реати Фьоренцо Эмилио. Бог в XX веке. Человек – путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. С-Пб. Европейский дом, 2002.
20. Там же — C. 145.
21. «Герменевтика освобождения и постколониальная герменевтика». // Энтони Тисельтон. Герменевтика. Черкассы: Коллоквиум, 2011 – C. 275-299 и «Латиноамериканское богословие освобождения. Имманентность в освобождении. Богословие освобождения» // Стенли Гренц; Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Черкассы: Коллоквиум, 2011. – С. 318-340.
22. «Современные концепции спасения Богословие освобождения» // Миллард Эриксон. Христианское Богословие. Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. — С. 755-758.; «Богословие освобождение» // Алистер Мак-Грат. Введение в Христианское богословие. Одесса: Богомыслие, 1998 – С. 115-117; «Теология Освобождения. Христиане революции». Тони Лейн. Христианское мыслители. Санкт-Петербург: Мирт, 1997. — С. 326-330.
23. о. Ярослав Москалик. Нарис христологічної доктрини. Львів: Львівська Богословська Академія, 1998. – С. 78-80.
24. Добреньков. — C. 16.
25. Коларов Г.; Усов В. Левый радикализм в Латинской Америке: Социально-политические аспектов. Монография. М.: РосНОУ, 2012. — C. 185.
26. Boff L. Jesus Christ Liberator: D Critical Christology of Our time, trans. Patrick Hughes. Mary Knoll, N.Y.: Orbits, 1978; London: SPCK, 1980. – P. 64-79.
27. Boff L.and Boff C. (eds.) Introducing Liberation Theology. London: Burns and Oates, 1987.
Cтатья написана в рамках исследовательского проекта Исследовательского центра Евро-азиатской аккредитационной ассоциации «Идеи «Богословия Освобождения» в контексте социально-экономических и политических преобразований на постсоветском пространстве».
Также на эту тему:
Следите за нашими новостями!