9 августа, в слове перед полуденной молитвой Ангелус, Бенедикт XVI подчеркнул глубокие расхождения между атеистическим гуманизмом и христианским. В частности, Папа напомнил о примере великих мучеников—таких, как Эдит Штейн и Максимилиан Кольбе, свидетели, «возлюбившие до конца». Слова Папы прокомментировал Сальваторе Мартинез из движения «Обновление в Святом Духе».
«Эдит Штейн принадлежит такое высказывание: «Быть Христовым означает отдать жизнь Христу»: именно в этом и заключается мученичество. Христианин – человек страдания и самопожертвования, который присоединяется к жертве Христа. Христианин – человек, «взятый в удел», потому что живет не сам по себе и не ради себя одного. Это – человек в постоянных взаимоотношениях, ибо чем больше он любит, тем полнее живет, чем больше отдает, тем больше получает, чем больше претерпевает несправедливость — мученичество, — тем больше он верен Тому, в Кого верит. Эдит Штейн говорила: если хочешь отдать что-либо другим людям, то необходимо сперва питать в себе духовную жизнь. Одна из проблем нашего времени состоит в том, что гуманизм становится все более хрупким, потому что он все больше оторван от Христа и от того, что принадлежит Христу. Где нет восхождения, там нет и воплощения, нет подлинной человечности, истинной жизни».
«Двадцатый век познал тоталитаризм идеологий, а сегодня мы находимся в клещах науки и техники. Поэтому я говорю о гуманизме, соразмерном человеку, который со смирением открывает, что безграничная свобода является началом ада, как пишет Платон в «Республике». Самое страшное рабство людей – это неумение определять границы собственной деятельности. Если бы человек поднял глаза, освободил себя от земных вещей, то он увидел бы, что существует небо и что надо приблизить это небо к земле. Вечное предназначение человека, заложенное в его душе, нужно освободить от тюрьмы гордыни».
Еще одну мысль озвучил профессор философии Венецианского университета Витторио Поссенти.
«Когда мы думаем об Освенциме, перед нами простирается пропасть отрицания, зла, основанного на принципе пренебрежения человеком, а пренебрежение человеком рождается от пренебрежения Богом. Предназначение человека … связано с предназначением Бога, поскольку человек создан по образу и подобию Божьему. Когда отправляешься от абсолютного атеизма, т.е. «анти-теизма», иными словами, от борьбы против Бога, то эта борьба очень легко превращается в борьбу против человека, в пренебрежение человеком. Здесь речь идет о сложной проблеме нигилизма, который имеет множество причин. Одной из этих причин и является атеизм, т.е. восстание против Бога. Существуют также важные философские причины нигилизма, также усложнившие проблему. Поэтому размышление Бенедикта XVI затрагивает широкое пространство двадцатого столетия, покрытое мраком».
Святейший Отец подчеркнул разницу между безбожным и христианским гуманизмом. Проф. Поссенти комментирует: «Это – еще один великий вопрос богословия и философии, основательно затронутый Папой, епископами, философами и богословами. Подумаем, например, об интегральном гуманизме Маритена или о драме атеистического гуманизма, о котором писал Анри де Любак. Что означает эта борьба против человека? Павел VI нашел очень синтетическое и точное выражение: «Без Бога человек может, несомненно, создать землю, но он создаст ее только против человека». То, что в начале было гуманизмом сомневающимся – речь идет о гуманизме эпохи Просвещения, пытавшемся облегчить участь человека, — в период между XIX и XX веками стало атеистическим гуманизмом или, как было сказано выше – «анти-теистическим», производящим то, что противоположно задуманному. Может быть, вначале секуляризованный гуманизм и стремился к освобождению человека от зла, но потом он восстал против человека, как мудро и глубоко сказал Павел VI».
Источник: Радио Ватикана