Общее правило отношения ко всем немусульманам изложено в нижеприведенных аятах: «Аллах не запрещает вам быть добродетельными и справедливыми к тем, кто не сражался против вас из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними – те воистину нечестивцы» (Коран, 60:8–9).
Здесь речь идет не только о веротерпимости, но и о справедливости и даже добродетели как социально-нравственных принципах, лежащих в основе поведения каждого мусульманина. Слово «добродетель» («бирр») в арабском языке имеет широкий смысл: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, используя это слово, повелел быть «добродетельными в отношении к своим родителям». Таким образом, в Исламе предписывается быть добродетельными к иноверцам так же, как следует быть добродетельным по отношению к своим родителям!
Доброе отношение к иноверцам не может не зависеть и от их собственного отношения к мусульманам. Если с их стороны есть желание жить в мире с мусульманами, не препятствовать свободе вероисповедания, то мусульмане, со своей стороны, должны демонстрировать мир и, более того, должны иметь с ними добрососедские отношения.
Только в случае агрессии со стороны иноверцев, в случае попытки насильственно лишить мусульман их права на свободу вероисповедания и других неотъемлемых прав мусульманин может и должен предпринять адекватные действия и только в той мере, в какой это необходимо для защиты веры, жизни, свободы, чести и имущества.
К сожалению, сегодня находятся радикалы как с мусульманской, так и с антимусульманской сторон, которые обосновывают необходимость вражды и ненависти мусульман к представителям других религиям следующими аятами Корана:
«О, уверовавшие! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, – еще сильнее… Вот любите вы их, а они не любят вас» (Коран, 3:118–119). И еще: «О, уверовавшие! Не вступайте в дружеские отношения (“вилайя”) с иудеями и христианами: они друзья только друг другу. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым. Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться» (Коран, 5:51–52).
Находятся и такие, кто призыв «не дружить» истолковывают как призыв «ненавидеть», чего в тексте Корана вообще нет. При таком толковании этих аятов, из которых будто бы вытекает необходимость вражды с представителями других религий, включая иудеев и христиан, толкователь входит в прямое противоречие с другими аятами Священной Книги и Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Между тем, в Коране не может быть никаких противоречий, о чем сказано Самим Аллахом, причем в обращении к иудеям и христианам: «Что ж им не поразмыслить над Кораном? Не будь от Бога он, в нем много бы нашлось противоречий» (Коран, 39:7).
Противоречия существуют не в Коране, а в головах людей, которые его толкуют неправильно, выдергивая из смыслового контекста отдельные аяты и игнорируя при их истолковании другие аяты на эту же тему. В других же аятах Аллах сказал: «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы”. Это потому, что среди них есть ученые и монахи,и потому, что они не горды» (Коран, 5:82).
Коран разрешает мусульманам самые тесные контакты с «людьми Писания»: «Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5).
Как же совместить эти аяты? Ключом к пониманию их взаимоограничения является следующий аят: «О, уверовавшие! Не устанавливайте дружеских отношений с теми, кто насмехается и издевается над вашей верой» (Коран, 5:57). В этом аяте конкретизируется то, о чем шла речь в предыдущих аятах: не следует иметь тесных отношений с теми, кто лицемерно выдает себя за друга, а на самом деле является скрытым врагом и хочет использовать дружеские отношения для нанесения удара в спину. Тем самым, речь идет не о всех христианах и иудеях и вообще иноверцах, а только о части из них, имеющих враждебные намерения. Ибо «и ты видишь, как многие из них соперничают друг с другом в грехе и законопреступности… Поэтому не удержат их священники и книжники от греховных слов» (Коран, 5:62–63).
Из этого следует, что Аллах осуждает не всех «людей Писания» и запрещает вступать в дружеские отношения не со всеми, а только с теми из них, которые не соблюдают известные им священные Послания Бога и нарушают и закон Божий, и закон человеческий и как следствие глумятся над Исламом.
Эти же нечестивцы и богохульники исключаются Аллахом, превелик Он и преславен, из числа тех, с кем мусульманам можно вести дискуссии. То есть, с остальными можно и нужно по-дружески дискутировать о вере!
«Не спорьте с обладателями Книги иначе как с достоинством и честью, наилучшим образом, помимо тех, кто вам несправедливо чинит (намеренное) зло. И говорите: “Мы верим в то, что нам ниспослано и вам. Наш Бог и ваш, поистине, один, и лишь Ему мы предаемся”» (Коран, 29:46).
В случае если не будет достигнуто взаимопонимания, мусульманин обязан пожелать собеседникам мира и завершить на этом дискуссию: «Я не стану поклоняться тому, чему поклоняетесь вы,а вы не станете поклоняться тому,чему поклоняюсь я. Вам – ваша вера, мне же – моя!» (Коран, 109:4–6).
Сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, своим примером (Сунной) показывал, как правильно понимать и исполнять волю Всевышнего. Например, во время хиджры из Мекки в Медину он взял себе проводником Абдуллу Ибн Урайкита – язычника. Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение «неверный» не ведет само по себе к недоверию к нему – что могло быть более рискованным для Пророка, чем довериться проводнику при таком опасном переходе?
И Сафван ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка, будучи идолопоклонником. Отсюда следует, что мусульмане вправе обращаться за помощью к немусульманам в решении дел, не касающихся богословия и их внутрирелигиозных отношений, то есть могут дружить и сотрудничать со всеми людьми в благих целях.
Более того, мусульмане могут обращаться к немусульманам и за военной помощью. Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха пользовался помощью иудеев, когда вел войну, и при этом делился с ними трофеями.
Следует помнить, что благословенный Пророк принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами. Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк принимал подарки от немусульман, а Умм Салам, жена Пророка, рассказывала, как Посланник сказал ей: «Я подарил ан-Наджаши (правителю Эфиопии) одеяние и кусок шелка».
Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: «О, Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он не человек?!».
К иудеям и христианам в Коране особое отношение. Они называются словосочетанием: «ахль аль-Китаб», т.е. «люди Писания (Книги, Послания)». К «людям Писания» должно быть более дружеское отношение, независимо от того, находятся ли они в исламском мире или за его пределами.
Обращение к ним Аллаха: «О, люди Писания» или «О вы, обладатели Писания» подчеркивает, что изначально они принадлежали к одной, единой религии пророков монотеизма.
«Скажите: “Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему”» (Коран, 2:136).
Радикалы с мусульманской стороны любят многократно повторять слово «кяфир», в том числе и в отношении христиан и иудеев. В одном из значений слово «кяфир» означает всех, кто не принял Послание Аллаха через Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и это не унизительное значение, а просто констатация факта и синоним слова «немусульманин». Однако это слово имеет в Коране самые разные смыслы, в связи с чем следует остановиться на этом вопросе особо.
Д-р Джассер Ауда пишет: «Слово “кяфир” (и его варианты) упомянуто в Коране в пяти различных значениях:
1. “Куфр ат-таухид”: отрицание веры в Единственность Бога. В Коране сказано: “Воистину, те, которые не уверовали (кяфару), и те, коих ты увещевал, и те, коих не увещевал, не уверуют [и впредь]” (Коран, 2:6).
2. “Куфр ан-нимах”: отсутствие благодарности Господу или другим людям. В Коране сказано: “Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня (ля такфурун)” (Коран, 2:152). “[Фираун] ответил: “Разве Мы не растили тебя в своем доме с младенческих лет? И разве ты не провел с нами годы жизни? Разве ты не сделал того, что сделал? Ты – неблагодарный человек” (Коран, 26:18–19).
3. “Куфр ат-табарри”: отречение от кого-либо. В Коране сказано: “Прекрасный пример для вас – Ибрахим и его последователи. Они сказали своему народу: “У нас нет ничего общего ни с вами, ни с теми, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы отрекаемся от вас (кяфарна бикум)” (Коран, 60:4).
4. “Куфр аль-джухуд”: отказ от принятия чего-либо. В Коране сказано: “Когда к ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были, – ведь раньше они испрашивали победу над неверными – так, когда к ним явилось то, о чем было им известно заранее, они отвергли (кяфару) его” (Коран, 2:89).
5. “Куфр ат-тагтия”: укрытие чего-либо, как, к примеру, семян при посадке в землю. В Коране сказано: “Знайте же, что жизнь мира сего – лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, – [все это] подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев (куффар)” (Коран, 57:20).
Следовательно, корень “ка-фа-ра” не всегда означает отрицание веры. Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал своих сподвижников от того, чтобы они не стали “куффар” после смерти. Но он имел в виду не то, что они станут неверными, а то, что они станут неблагодарными Аллаху, если начнут воевать друг с другом после его смерти.
Что касается вопроса о том, называть ли нам немусульман “кяфирами”, то нам нужно называть их так, как называет их Аллах в Коране. Там вы не найдете ни одного обращения “О, неверные” (“Я куффар”, “Я аййюгаллязина кяфару” или “Я аййюгаль кяфирун”), кроме как в двух местах:
1. Там, где идет речь об адском пламени, от которого мы ищем убежища у Аллаха. В Коране сказано: “О вы, которые не уверовали (Я аййюгаллязину кафару)! Не оправдывайтесь сегодня [заранее], ибо вам воздадут лишь за то, что вы вершили” (Коран, 66:7). Это сказал им Всевышний Аллах или ангелы, но не мы.
2. В суре “Неверные” (109), которую вы упомянули в своем вопросе. В Коране сказано: “Скажи, [Мухаммад]: “О вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь” (Коран, 109:1–3).
Но эта сура обращена к Пророку Мухаммаду, и, следовательно, ее нужно понимать в ее историческом контексте. Аллах просит Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот обратился к группе мекканских вождей, которые предложили ему такую сделку: все они, включая Пророка Мухаммада, будут один год поклоняться Богу, потом следующий год – идолам и так далее. Поэтому Аллах попросил его обратиться к ним как к “тем, кто отвергает веру”, и отказаться от этого предложения.
Однако во всех остальных местах стиль Корана касательно слова “куфр” основан на двух принципах:
1. Некоторые слова или действия названы в Коране куфром (неверием или отрицанием веры), но никакие конкретные люди так не определяются. Например, в Коране сказано: “Не веруют те, которые утверждают: “Воистину, Аллах – третий из Троицы” – нет божества, кроме Единого Бога! Если они не отрекутся от того, что твердят, то тех из них, которые не уверовали, постигнет мучительное наказание. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах – Прощающий, Милостивый. Мессия, сын Мариам, – всего лишь посланник. Много посланников задолго до него [приходили и] уходили. Мать же его – праведница, и оба они принимали пищу” (Коран, 5:73–75).
2. Аллах называет людей, верующих в Бога и в то Писание, которое подверглось искажению, не иначе как “людьми Писания”. Тем самым Он четко разграничивает между ними и идолопоклонниками. К примеру, в Коране сказано: “После того как прояснилась им истина, многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и отвернитесь от них, пока не явит Аллах свое повеление. Воистину, властен Аллах над всем сущим” (Коран, 2:109). “Он – Тот, Кто изгнал из их жилищ тех из людей Писания, которые не уверовали при первом изгнании. Вы и не предполагали, что они покинут [свои жилища], они же надеялись, что крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их с той стороны, откуда они и не ожидали, и поселил в их сердцах страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Так пусть это будет назиданием для вас, о те, кто способен видеть” (Коран, 59:2).
Ныне мы также должны использовать это название, т.е. “люди Писания”, применительно к евреям или христианам, либо называть их евреями или христианами, если они того хотят, либо попросту называть их немусульманами…
И, наконец, перед тем как вешать на кого-либо ярлык “неверного”, стоит убедиться, что этот человек полностью осведомлен о вере и о том, что она означает. Я считаю, что большинство современных людей не могли отрицать Послание попросту потому, что они не знают, что такое Ислам. Опять-таки, на мой взгляд, именно этих неосведомленных людей и имеет в виду Коран: “И ни одна душа не понесет ношу чужую, и Мы [никогда] не наказывали [людей], не послав предварительно к ним посланника” (Коран, 17:15)». Так утверждает д-р Джассер Ауда в свое фетве.
Соответственно, мы должны стараться никого не называть кяфиром, ибо только Аллах знает, кто действительно отрицает истину, а кого всего лишь ввели в заблуждение. Это не наше дело – «приговаривать» человека к Божьему гневу! Мы должны сохранять дух терпимости и доброжелательности, а также следовать своей цели – донесению до других послания истины.
В целом Священный Коран конституирует статус и права верующих других монотеистических религий и высказывает уважение к самим этим религиям! В каких еще священных книгах других религий мы найдем такое?
Коран утверждает невиданный для других религиозных источников принцип мирной соревновательности с представителями других монотеистических религий в делах благочестия: «Если бы Аллах захотел,Он сделал вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем, что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху вы все возвратитесь, и Он рассудит вас в том, в чем вы спорили между собою» (Коран, 5:49).
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (немусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!».
Так о каком же запрете на дружбу говорится в Коране? Ответ оказывается довольно простым: арабское слово «вали», множественное «авлия», означает такого друга, который дает советы, по сути – старшего друга, который ведет за собой, является в некотором смысле образцом для подражания. В сугубо религиозном значении это слово используется для обозначения уважаемого, знающего и благочестивого мусульманина.
Разумеется, мусульманин, для которого высшим откровением Бога является Коран, не может следовать советам тех, кто отвергает Коран или не знает его. Именно такое следование религиозным рекомендациям и подражание активистам других религий и запрещено в Коране. Дружить в житейском плане, быть добрыми соседями и партнерами, союзниками, даже соратниками в общественных и государственных делах Аллах не только не запрещает, но и одобряет, что было показано многими аятами и хадисами!
А истинное знание – только у Аллаха!
Об авторе: Полосин Али Вячеслав Сергеевич – д. филос. н., к. полит. н., крупнейший современный русский исламский философ, первый в истории России православный священник, принявший Ислам. С 1990 по 2000 гг. – член президиума Верховного Совета РФ, председатель парламентского комитета по религии, сотрудник аппарата Госдумы РФ. С 1999 г. является советником председателя Совета муфтиев России (СМР). В 2005–2007 гг. – член президиума движения Российское исламское наследие. С 2007 г. – вице-президент международной общественной организации Мусульманский миротворческий центр (ММЦ). Также является сотрудником международного центра «Аль-Васатыя» (Кувейт). Автор монографии «Евангелие глазами мусульман» и брошюры «Прямой путь к Богу» (в последующей редакции – «Почему я стал мусульманином»). Участвует в международных и российских научно-практических и богословских конференциях по вопросам ислама и межконфессиональному диалогу. Активно публикуется в газете «Медина аль-Ислам», на интернет-порталах «Ислам.ру» и «ИсламРФ.ру».
23 июня 2009 г.
Источник: ISLAMRF.
Материал опубликован в первом российском журнале исламской доктрины «Минарет» № 3 (010) 2006.