— Христос родился!
— Славим Его!
Первые христиане не праздновали Рождество Иисуса. Упоминания о праздновании Рождества приходятся на рубеж II и III веков: у христиан появляется праздник Богоявления, который был посвящён сразу трём событиям – рождению Христа, поклонению волхвов, а также крещению Иисуса в Иордане в начале Его служения. Только в IV-V веках празднование Рождества выделяется в отдельный праздник.
Вместе с тем в двух Евангелиях (от Матфея и от Луки) приводятся рождественские истории. И если мы непредвзято будем подходить к этим историям, то увидим, что они не просто «дополняют друг друга», а весьма сильно друг с другом расходятся (подробнее об этом см. М. Борг и Дж. Кроссан «Первое рождество»).
По мере своего развития церковь конструировала всё новые и новые смыслы празднования Рождества. И если для первых христиан, как утверждают Борг и Кроссан, рождественские притчи носили однозначный антиимперский характер, то со временем этот праздник стал восприниматься как скорая надежда на снятие печати греха, соединение земного и небесного, боговоплощение…
Я же, размышляя о праздновании Рождества, пытаюсь понять – когда этот праздник успел стать днём возвеличивания моногамной (если не сказать нуклеарной) гетеросексуальной семьи? Когда этот праздник стал утверждением гетеросексизма, гетеронормативности и детоцентризма?
Консервативные проповедники любят нагнетать истерию во круг темы «Рождество без Христа»: на русском языке запрос в гугле выдаёт примерно 537 тысяч ссылок. На английском этот запрос выдаёт примерно 9 миллионов 730 тысяч ссылок. Консерваторов заботит, что светские люди не вспоминают в этот день непосредственно Христа, а главным персонажем Рождества стал Санта-Клаус…
Но всегда ли, когда в Рождественскую ночь звучит имя Христа, действительно вспоминается Он? Не является ли это воспоминание всего лишь очередной попыткой утвердить в обществе господство гетеросексуальной семьи? Не является ли это ещё одним поводом провозгласить «традиционные семейные ценности»?
В современную эпоху культурных войн отсылки к Рождеству как богоустановленному благословению гетеросексуальных союзов с целью деторождения звучат с церковных кафедр практически всех церквей. И иногда некоторые проповедники договариваются до того, что, по их словам, создание этой модели нуклеарной гетеросексуальной семьи было, чуть ли, не главным смыслом Рождества.
Но что это, если не Рождество без Христа? Что это, если не создание себе нового идола – на этот раз из нуклеарной гетеросексуальной семьи? Что это, если не подмена и забвение самого Христа?
Следите за нашими новостями!