В этом постинге я хочу сообщить сразу две новости, чтобы не писать два разных. Первая новость была опубликована недавно на Украинском ЛГБТ-сайте LGBTua.com под заголовком «Донецк: в Минюсте была зарегистрирована первая христианская организация для ЛГБТ». Вторую новость сообщает сегодня GayRu под заголовком «Российские ЛГБТ-христиане примут участие в «Европейском форуме…» в Берлине».
Российские гей-верующие пока что остаются незаметными в обществе по вполне понятным причинам агрессивной гомофобии религиозных кругов. Совершить то, что называется камин-аутом, то есть открыто заявить о своей гомосексуальности, верующему человеку неизмеримо труднее, чем нерелигиозному. Религиозная среда, остающаяся в России и на всём постсоветском пространстве преимущественно фундаменталистской, устроена таким образом, что «ревнители благочестия» затопчут любого, кто не соответствует хотя бы в какой-то малости традиционно-консервативным требованиям, независимо от его сексуальной ориентации. Но уж гомосексуального верующего затопчут в первую очередь и с особым (я бы употребила слово «садистским») удовлетворением.
В Украине, однако, несмотря на тот же характер религиозной среды в целом, общество, по-видимому, несколько либеральнее. По крайней мере, гей-христианское движение в Украине существует и развивается относительно успешно. Подтверждением тому служит известие о первой официальной регистрации гей-христианской организации.
В Донецке 12 января 2011г. министерством юстиции Украины была зарегистрирована первая христианская организация для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Правда, зарегистрирована она не в качестве религиозной, а в качестве общественной. Лидер организации Роман Зуев по этому поводу отмечает:
«Несмотря на то, что изначально я готовился на регистрацию религиозной организации, в итоге мы зарегистрировались в качестве общественной для того, чтобы иметь юридический статус, иметь право принимать участие в общественной, правозащитной и политической деятельности, а не быть просто религиозной общиной. А верить, молиться и проводить служения нам и так никто не запретит».
«Дорогие коллеги, друзья, братья и сестры! – пишет Роман Зуев на сайте ЛГБТ-движения Украины, —
Хочу сказать Вам что не напрасен труд наш. Пусть нам пока еще сложно представить ту свободу и уровень жизни как на Западе, и мы далеко еще не Европа, все же мы вершим колоссальную плодотворную деятельность, которая не может не иметь результатов и не перевести нас в лучшее будущее. Вы, лидеры всевозможных групп и организаций ЛГБТ-сообщества, созданы или призваны для того, чтобы постепенно менять наше общество, кирпичик по кирпичику строить для нас новый мир.
К примеру, несмотря на очень сложные отношения религии с гомосексуальностью, нам удалось мобилизовать и активизировать одну из самых уязвимых, стигматизированных и недоступных категорий людей – это верующие ЛГБТ, которые зачастую подвержены двойной, если не тройной, дискриминации: кроме дискриминации в обществе они подвергаются еще преследованиям в своих собственных церквях и общинах со стороны духовенства и гомофобных прихожан, а еще, как ни странно звучит, иногда их не понимают и отвергают в самом ЛГБТ-сообществе, потому что многие считают религию источником гомофобии и поэтому понятием несовместимым с гомосексуальностью. Но и в этом поле появились самоотверженные активисты, работающие именно над этой проблемой в Киеве, затем и в Донецке, где верующие ЛГБТ-Христиане обьединились и организовались в группы».
Далее, рассказывая о новой созданной организации, которая названа «Центр Святого Сотника Корнилия», Роман объясняет, что сотник Корнилий, считающийся первым уверовавшим (точнее, первым крещённым) язычником, история обращения которого описана в книге Деяния святых апостолов (10 глава), был человеком гомосексуальной ориентации. Описывая известные добродетели сотника Корнилия («Корнилий был богатым, щедрым и очень уважаемым в своем городе человеком, когда он жил на земле, занимался благотворительной деятельностью, на свои деньги построил даже большую еврейскую синагогу несмотря на то что сам не был евреем»), Роман не объясняет, откуда берётся информация о гомосексуальности сотника. Во избежание удивления непосвящённых (а таковых на территории постсоветского пространства подавляющее большинство), я кратко поясню этот момент.
Сотника Корнилия принято отождествлять с тем самым сотником из Евангелия, слугу которого исцелил Иисус по его просьбе (Матф.8:5—13; Лук.7:1—10). Ряд либеральных богословов, в числе которых наиболее известными авторами, писавшими по этому вопросу, являются Том Хорнер (Tom Horner) и Даниэль Хелминиак (Daniel A. Helminiak), настаивают, что слуга сотника был его возлюбленным. Эта точка зрения основана на ряде соображений.
Древнегреческое слово παις (pais), переведённое в синодальном переводе как «слуга», используется также в значении сексуального партнёра. Даниэль Хелминиак, который, к слову сказать, является католическим богословом и священником, отмечает, что сотник слишком сильно заботится об этом слуге, чтобы считать, что речь идёт о слуге обыкновенном (Helminiak, Daniel. What the Bible really says about homosexuality. — Alamo Square Press, 2000), особенно, учитывая менталитет той эпохи. Фактически слово παις (pais) в значении служащего означает раба. Столь сильные переживания о простом рабе в то время совсем не были приняты. Том Хорнер, кроме того, полагает ещё и то, что слово ἔντιμος (entimos) – «высоко ценил» в традиционных переводах, в синадальном – прямо «любил», подразумевает интимные отношения (Horner, Tom. Jonathan Loved David. — Westminster Press, 1978).
Квир-теологи считают, что исцеление Иисусом слуги сотника означает Его толератное отношение к гомосексуальности и даже одобрение однополой любви. Каким бы странным и дерзким ни казалось данное толкование, стоит вспомнить о том, что Иисус в Евангелии действительно очень часто нарушал различные принятые обществом, в первую очередь – религиозные, табу. (См. также об этом в виде примера статью Jesus affirmed a gay couple – «Иисус утвердил гей-пару» ).
В повествовании книги Деяний о крещении сотника Корнилия апостолом Петром квир-теологи отмечают также, что выражение «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15), относящееся обычно к разрушению границ между иудеями и язычниками, имеет значение «очищения» не только языческого мира, но и гомосексуальной ориентации от лица Бога в глазах людей.
Данные интерпретации библейских текстов являются лишь двумя из многих других опровержений со стороны либеральных богословов известного стереотипа о том, что Бог в Библии однозначно осуждает проявления гомосексуальности.
Возвращаясь к теме озвученной новости, добавлю: Роман Зуев сообщает, что торжественное открытие гей-христианской организации «Центр Святого Сотника Корнилия» состоится 20 февраля. Туда приглашаются как верующие, так и неверующие при условии, что «каждый должен уважать ближнего, никого не осуждать и не выдавать свою веру и мнение за абсолютную истину». Совместными усилиями Киевские и Донецкие ЛГБТ-христиане планируют провести экуменистическое (межконфессиональное) богослужение. (См. Полный текст сообщения Романа Зуева и Веб-страницу Донецкий Центр ЛГБТ-Христиан им. Св. Сотника Корнилия).
Вторая новость, о которой я хочу сообщить: в Берлине состоится очередной Европейский форум ЛГБТ-христианских групп, который посетят в числе других христиане – геи, лесбиянки, бисексуалы и трангендеры постсоветских стран: России, Украины и Белоруссии.
Форум пройдет в столице Германии в начале мая 2011 года. Подобные собрания проводятся уже 30 лет. Девиз этого года – «В кругу друзей». Германия принимает этот проект впервые после 1998 года. В прошлом году ЛГБТ-христиан собрала испанская Барселона.
Предполагается, что в этот раз в Берлин приедут более ста участников из самых разных христианских групп и церквей. Их главная цель – духовный обмен в экуменическом духе, совместные богослужения и молитвы. В течение пяти дней геев и лесбиянок ждут лекции, мастер-классы, семинары. Значительное внимание уделяется и неформальному общению.
На форум может попасть любой ЛГБТ-христианин или христианин, который поддерживает борьбу с гомофобией, вне зависимости от пола.
Организаторы предлагают самые разные способы участия – с проживанием или без. В зависимости от этого, присутствие на форуме может обойтись в сумму от 30 до 400 евро. Срок подачи заявок – 10 марта 2011 года, а для тех, кто не нуждается в жилье (например, сам снимет гостиницу или остановится у друзей) – 10 апреля 2011 года.
Подробности на сайте форума >>
Организационную поддержку для участия в форуме может оказать московская «Радужная ассоциация«. Ближайшая встреча ЛГБТ-христиан пройдет там уже в субботу 19 февраля.
Изложение подготовлено Еленой Преображенской.