В России впервые объявлено о создании широкого Общественного движения в защиту свободу совести и светского государства от клерикализма и дискриминации неправославных верующих, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.
Заявления о необходимости формирования такого движения — впервые в нашей стране на основе широкой коалиции общественных сил — прозвучали во время пресс-конференции «»Инквизиторам — нет!»: мы за светское государство», которая прошла по инициативе Института религии и права в пресс-центре Славянского правового центра. На ней были подведены первые итоги Общероссийской бессрочной акции «Инквизиторам — нет!», которая стартовала 22 апреля.
В пресс-конференции приняли участие представители научного сообщества и общественных организаций, а также верующие различных конфессий.
Учреждения культуры представляла Ирина Кусова, руководитель Отдела развития Рязанского историко-архитектурного музея заповедника, представитель Общественного комитета в защиту музея «Рязанский Кремль». Общественность — Владимир Абдрашитов, инициатор Обращения родителей против обязательного введения «Основ православной культуры». Мусульманскую общественность представлял Гаяр Ахметович Искандяров, председатель общественной организации «Фонд развития мусульманских народов», член Совета Международной правозащитной ассамблеи.
Среди выступавших и участников были представитель Церкви адвентистов седьмого дня Виктор Витко, епископы Объединенной церкви христиан веры евангельской Владимир Мурашкин и Василий Мирошин, секретарь Архиерейского синода Российской православной автономной церкви игумен Феофан, писатель Александр Нежный, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков, профессор МГИМО Владимир Глаголев.
Обращения и приветствия в поддержку создания Общественного движения в защиту светского государства прислали священник Павел Адельгейм из Пскова, публицист Владимир Можегов и другие.
По словам отца Павла Адельгейма, «Клерикализация возродит негативы советской системы, насколько возможно в современном обществе. Ни культуры, ни духовности, ни образования клерикализация не принесёт. Это возвращение к сталинизму с заменой марксизма на «православную» идеологию. Жаль, что приходится писать такие жёсткие слова, к сожалению, это правда».
Таким образом, прошедшая пресс-конференция впервые объединила очень разные общественные силы и стала первым шагом по созданию Общероссийского движения в защиту светского государства, которое окончательно должно быть сформировано осенью.
Основными темами, которые обсуждались на мероприятии, были:
— угрозы светскому характеру государства в России: наступление на культуру, образование и науку, и борьба с инакомыслящими;
— объединение всех общественных сил России в защиту светского государства и обсуждение Манифеста в защиту светского государства;
— политика Московского патриархата и клерикализация различных сфер общественной жизни.
В качестве основы для будущего движения был принят проект Манифеста в защиту светского государства, который представлен для обсуждения .
17 ИЮНЯ 2009, 01:09 Александр Верховский, СОВА:
Новость о создании движения вызвала у меня весьма противоречивые чувства.
Безусловно, то, что происходит в Рязанском кремле и во многих других местах, — это возмутительно. Я понимаю пафос инициаторов и в целом с ним согласен, в конце концов, я знаю и уважаю лично многих из тех, кто основал новое движение.
Но есть у нового движения и весьма существенный недостаток: оно явно направлено против одного противника — руководства РПЦ, как будто именно оно и является источником всех бед и неурядиц, которые подразумеваются обычно под «клерикализацией» (сам термин неточен, по-моему, но не это важно).
В Манифесте именно об РПЦ говорится даже в тех местах, где уместнее было бы говорить о ком-то другом. Например, отнюдь не в центральной России и даже не в пресловутой Белгородской области наблюдается практически поголовное обучение религии в школе (и про обязательное обучение православию авторы упомянули явно сгоряча), а в паре мусульманских республик, и делает это, понятно, не РПЦ. И не только РПЦ обвиняла разные культурные учреждения в экстремизме и тому подобных грехах, не так давно то же делало и руководство пятидесятников.
В целом же, неравноправие исходит всегда не столько от того, кто добивается привилегий, сколько от того, кто их раздает. Если РПЦ, ЦДУМ или кто угодно желает ввести в практику государственного управления нормы и оценки, мотивированные религиозными соображениями (а также моральными, отсылающими к религиозным, или религиозными, отсылающими к политическим), будь то в школе, в армии, в телевизоре и где-то еще, они вправе это предлагать: у нас, согласно Конституции, свобода слова. Но ни одна ветвь власти не должна с этим соглашаться, поскольку так предписано принципом светскости государства, закрепленным в той же Конституции.
Включение нескольких мусульман и православных в движение не меняет того факта, что оно по пафосу своего Манифеста выступает скорее не против дискриминационных практик государства, сколько против РПЦ и союзных ему больших религиозных организаций. Наверное, это оправдано ходом предыдущей общественной полемики, но это — ошибочный ход для сторонников светскости.
Движение за светскость в России совершенно уместно. И еще не поздно, я думаю, исправить допущенную ошибку. Если, конечно, инициаторы согласятся со мной, что ошибка была допущена.
17 ИЮНЯ 2009, 01:05 Андрей Игнатьев, социолог:
Как хорошо знает каждый, кто имеет инженерное образование или хотя бы элементарные технические навыки, наиболее устойчивыми являются конструкции на трёх опорах. Социальные конструкции не являются исключением, всякая эффективная «вертикаль власти» предполагает опору на три сообщества — интеллектуальное, политическое и клерикальное, баланс отношений между которыми, собственно говоря, и определяет, какую социальную конструкцию можно считать прочной, а какую нет. У того общества, в котором живем мы, до недавнего времени существовала только одна опора, политическая; с избранием нового патриарха как будто добавилась вторая. Теперь, надеюсь, у интеллектуального сообщества появляется шанс внести свой вклад в преодоление кризиса власти, унаследованного нашим обществом из «лихих 90-х»; во всяком случае, новая общественная организация открывает наконец перспективу конструктивного диалога, в котором, на мой взгляд, интеллектуалы и церковь нуждаются в равной степени.
Источник: Еженедельный Журнал.