В этом докладе мы попытаемся установить, имеет ли гомосексуальный брак библейский прецедент. Поскольку любое утверждение делается на основе свидетельства как минимум двух свидетелей, то именно два библейских свидетельства мы и будем искать.
Во-первых, необходимо дать определение самому слову «брак». Вот современная концепция брака в Америке: это пара, имеющая разрешение на брак от властей, дающая обеты перед священником или чиновником. Это современная концепция, библейская — другая.
Возможно, самым важным различием между современным браком и библейским является то, что в библейские времена брак не регулировался властями. Не существовало такой вещи, как разрешение на брак — властям было безразлично, кто женится и на ком или сколько у кого жён.
Библейское определение брака: соглашение или союз. Когда двое людей заключили между собою союз, что они будут сожительствовать как пара и что они будут верны друг другу, тогда они в браке. Они могут подписать контракт, могут провести церемонию или банкет, могут выбрать любые другие формы публичного признания, но ничего этого не требуется для того, чтобы утвердить брак.
Пример: Евангелие от Матфея 1:18-20,24. Несмотря на то, что не были совершены такие составляющие современного брака, как церемония с привлечением священника, или подписание брачного контракта, или свадебный пир, а есть только помолвка (то есть договорённость Марии с Иосифом или Иосифа с родителями Марии), Мария названа женою Иосифу, а он Её мужем. Их считали женатыми просто на основе их соглашения! Это подтверждает ещё и тот факт, что Иосиф хотел развестись с Марией (Мф. 1:19). То, что в русском переводе переведено как «отпустить» на греческом означает «развестись». Как мы знаем, развод возможен только в браке.
Теперь обратимся непосредственно к поиску свидетельств Писания о гомосексуальном браке.
Давид и Ионафан впервые встречаются в 18 главе 1 книги Царств. В первом стихе говорится, что душа Ионафана прилепилась к душе Давида. Это была любовь с первого взгляда.
В стихах 3 и 4 говорится, что Ионафан и Давид заключили союз и, чтобы закрепить союз, Ионафан снял всю свою одежду и своё оружие и отдал их Давиду. Те вещи, которые Ионафан снял, свидетельствуют сами по себе о характере союза. То, что он снял свой меч и лук, свидетельствует о том, что Ионафан намеревался охранять Давида. Но то, что он снял свою одежду свидетельствует о том, что связь была намного глубже. Если бы это не было началом сексуальной связи, тогда поведение Ионафана было бы очень чудное, по критериям как того, так и нашего времени. С того дня Давид поселился в доме Ионафана (18:2) и больше не возвратился в дом отца. Всё это довольно ясно указывает на характер их союза.
Здесь нам нужно внести ясность по нескольким пунктам. Прежде всего, нужно помнить, что современная моногамия не считалась нормой в ветхозаветные времена. Полигамия особенно была распространена среди руководителей Израильского народа и в царской семье. Это было связано с необходимостью сохранения престола в царской семье. Ионафан был самым старшим сыном царя и был обязан произвести по крайней мере хотя бы одного наследника. Он сделал это.
Пророк Самуил помазал на царство Давида. Поэтому Давид также был обязан произвести наследника. Царь Саул полностью сознавал, что Самуил на царство помазал Давида и, следовательно, Ионафан не мог стать царём, пока Давид был жив. Поэтому их связь так беспокоила Саула.
Саул хотел убить Давида, но не мог сделать это прямо по причине популярности Давида в народе и из-за помазания, совершённого Самуилом над Давидом. Саул хотел, чтобы его убили филистимляне. Он думал, что Мерова настолько заняла все мысли Давида, что он ни о чём не мог бы больше думать и пал бы в бою. Когда пришло время союзу, Саул выдал ее замуж за другого. Но вскоре Саул узнал, что другая его дочь, Мелхола, полюбила Давида. Он решил выдать её замуж за Давида всё ещё с той же целью: заставить Давида погибнуть в бою (1 Царств 18:17-21).
Тогда Саул сообщил Давиду о намерении выдать за него Мелхолу, при этом говоря, что таким образом Давид породнится с Саулом через двоих (18:21). То что в Синодальном переводе Библии звучит как: «через другую ты породнишься ныне со мною», дословно переводится как: «ныне ты породнишься со мною браком через двух». Этот стих очень важен. Как только Давид женился на Мелхоле, он становился зятем Саула через неё. Но Саул сказал, что Давид породнится с ним браком через двух. С кем из детей Саула Давид был в союзе? В этой главе упоминаются только трое из детей Саула: Ионафан, Мерова и Мелхола. Он заключил союз с Мелхолой, а не с Меровой. И у него был союз с Ионафаном. Таким образом, стих 21 доказывает, что этот союз был браком, и что Саул признавал (и не обязательно одобрял) этот брак.
Во 2 книге Царств 1:26 Давид оплакивает своего возлюбленного Ионафана. Здесь важно понять, что когда Давид упоминает женскую любовь, он говорит именно о сексуальной любви. Женщины в те времена не обладали равными правами с мужчинами, и дружба между мужчиной и женщиной была, по сути, невозможна. Мужчины и женщины обычно не говорили друг с другом публично. Даже муж с женой не могли говорить публично (некоторые течения иудаизма до сих пор соблюдают этот обычай). Поскольку Давид не имел платонической дружбы с женщинами, он очевидно говорил о сексуальных отношениях. Было бы бессмысленно сравнивать платоническую дружбу (с Ионафаном) с сексуальным сношением с женщиной, поэтому ясно, что союз Давида и Ионафана был сексуален. И Давид определённо предпочитал любовь Ионафана. Несмотря на то, что Давид женился множество раз и от этих браков у него рождались дети, нигде в Библии нет мест, где Давид выражает такую любовь к своим жёнам.
Это первое свидетельство гомосексуального брака. Давайте найдём ещё.
В 1 главе 3 стихе книги прока Даниила мы встречаемся с Асфеназом, начальником вавилонских евнухов. Царь Навуходоносор поставил его во главе новых евнухов, выведенных из Иудеи: молодые юноши царского и княжеского рода, которые были кастрированы, как об этом было предсказано в 4 Царств 20:18 и Ис.39:7. Среди них были Даниил, Анания, Мисаил и Азария (1:6-7). Все они были евнухи.
Перед тем как продолжить, нам нужно рассмотреть эффект кастрации. Были ли способны евнухи на половую деятельность? Все зависит от того, когда они были кастрированы. Мальчики, которых кастрируют до периода полового созревания, нормально не развиваются. Они могут иметь желание физической и эмоциональной близости, но не могут иметь сексуальную близость. Евнухи, которые были кастрированы после периода полового созревания — бесплодны, но сексуальная деятельность и желание у них сохраняется, хотя и очень в ослабленном состоянии.
А как насчёт юношей, приведённых из Иудеи? Так как Даниил и остальные могли высказываться за себя, они были по крайней мере подростками (не моложе 13-14 лет). Следовательно, они были кастрированы или во время, или после периода полового созревания. Таким образом, у них сохранялась некоторая половая деятельность. Библия не даёт нам сведений о личной жизни Анании, Мисаила и Азарии, но она нам даёт информацию о личной жизни Даниила.
В Даниила 1:9, мы находим, что между Даниилом и Асфеназом (который также был евнух) имелась некоторая связь. Чтобы установить точный характер этой связи, нам нужно заглянуть глубже, чем это позволяет сделать русский перевод Библии. В русском переводе упоминается о милости и благорасположении Асфеназа по отношению к Даниилу. Это еврейские слова «хесед в’рахамим».
Слово «хесед» имеет несколько значений. Обычно оно употребляется в смысле «милосердие». Другое значение «милость». В библейских стихах, в которых говорится «ибо вовек милость Его», употребляется слово «хесед».
«Рахамим» также имеет два значения. Одно из них подобно значению слова «хесед», то есть милость или милосердие. Другое значение — любовь. Обратившись к контексту, мы поймём, какое значение следует употреблять. Так как слово «хесед» было использовано, излишне было бы второй раз писать милость или милосердие. Поэтому, в данном случае, слова «рахамим» должно значить любовь. Но какой род любви? В еврейском, как и в греческом (в отличие от русского), для обозначения разного рода любви используются разные слова.
Еврейские слова образуются из коренных слов. Все слова, которые имеют те же буквы в том же порядке, имеют родственное значение. Коренные буквы в «рахамим» — Р-Х-М (последние «им» — признак множественного числа). Имеются многие еврейские слова, которые имеют эти коренные буквы, среди них есть слово обозначающее половой орган. Этот факт говорит о том, что когда слово «рахамим» означает любовь, в нём определённо есть физический, сексуальный аспект.
А сейчас я хотел бы указать на Того, кто произвёл эту связь Даниила и Асфеназа: по стиху 9, их соединил Бог. Бог же не имеет заинтересованности в разврате, и то, что «рахамим» означает сексуальную любовь, а не только сексуальную деятельность, говорит о том, что эти отношения должны были быть пожизненными. И как называется сексуальная пожизненная связь с верностью между двоими? Брак. Библия не упоминает ни о каком другом романе или браке в связи с Даниилом.
Мы имеем два примера гомосексуальных браков из Священного Писания. Какими же правилами должны руководствоваться эти браки? Библия не даёт специальных правил на этот счёт. Нужно ли устанавливать отдельные правила для таких браков? Нет. В 1 Царств 18 главе Саул не проводит различия между браком Давида и Ионафана и предстоящим браком Давида и Мелхолы. Вдобавок, история доказывает, что до средних веков церкви в Европе проводили регулярно венчания однополых пар, и это были именно браки. Отсюда следует, что как к гетеросексуальным, так и гомосексуальным союзам применимы одинаковые библейские правила.
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…»( Послание Евреям 13:4а).
Пусть всегда будет так!
© 1996 Миссия Маяка, NGPA.
© 2001 перевод на русский Rev. William H. Carey
© 2001 адаптация русского перевода — Валерий Созаев.
При перепечатке ссылка на сайт Nuntiare et Recreare обязательна.