В марте 2007 года Ватиканская Конгрегация Вероучения выпустила официальное «Предупреждение», направленное против работ известного испанско-латиноамериканского теолога-иезуита Джона Собрино, который посвятил всю свою жизнь служению народу Сальвадора, работая с самыми бедными слоями населения страны.
Предупреждение Конгрегации
Нападкам со стороны римской иерархии подверглись самые известные работы отца Собрино: «Иисус-Освободитель» и «Вера в Иисуса Христа». Конгрегация обвинила теолога в том, что «его работы содержат ошибочные или опасные утверждения, которые могут повредить верующим». Наиболее жёсткую критику вызвала идея, свойственная всем представителям теологии освобождения (Боффу, Гутьерресу, Баласурье и другим), заключающаяся в том, что в центре христологии лежит Церковь бедняков, простого народа, в котором Христос проявляется особым образом.
Реакция общественности
Действия Ватикана всколыхнули католический мир, вызвав бурю протестов как в Латинской Америке, так и в самом Риме. Пресс-секретарь Общества Иисуса в Риме, отец Хосе де Бера, заявил, что, хотя работы Собрино и не выражают традиционный взгляд на католическую христологию, они имеют особую ценность, так как были написаны в результате многолетней работы с беднотой, носящей уникальный характер. Гораздо более жёсткую и однозначную позицию заняли представители некоторых католических организаций в Испании, таких, как Ассоциация теологов им. Иоанна XXIII, Центра иезуитских исследований Каталонии и других. В их совместном коммюнике говорится: «размышления Собрино об Иисусе из Назарета – одни из самых важных в теологическом движении XX века». Представители указанных организаций также обвинили Ватикан в «принятии решения в атмосфере секретности безо всякой возможности для дискуссии». В то же самое время, действия курии встревожили других теологов-иезуитов, среди которых отец Эндрю Гамильтон, профессор теологического факультета Мельбурна, утверждающего, что «теология Собрино отражает иезуитскую традицию, в которой акцент делается на Иисусе-нищем, не обладающем властью, униженном, само унижение Которого ведёт нас к более глубокому уровню самоидентификации с бедными».
История конфликта
Сама по себе ситуация не нова для Католической Церкви: после кратковременной оттепели времён II Ватиканского Собора, Церковь вошла в стадию глубокой и долговременной стагнации, сопровождавшейся борьбой со свободомыслием и некоторыми контрреформами. За последние десятилетия были лишены сана или возможности публиковать свои работы многие теологи, среди которых и ряд «архитекторов Собора», которые определяли развитие католической мысли в XX веке. Теология освобождения, явившаяся своеобразным ответом на отказ иерархии от дальнейших реформ, а также на сотрудничество некоторых иерархов с диктаторскими режимами в Латинской Америке, с самого начала своего существования вызывала подозрения со стороны римской курии. Наверно, нет ни одного представителя этого течения, который бы не был подвергнут тем или иным дисциплинарным мерам. Что касается отца Джона Собрино, то впервые у него возникли проблемы с официальной Церковью в 1975 году, когда ему пришлось держать ответ перед кардиналом Гарроном, главой Конгрегации Католического Образования. Примерно в то же время Кардинал Альфонсо Лопес Трухильо публично заявил, что собирается «покончить с Густаво Гутьерресом, Леонардо Боффом, Рональдо Муньосом и Джоном Собрино», а несколько лет спустя, в 1983 году, кардинал Коррипио, архиепископ Мехико, отменил теологическую конференцию, посвящённую Году Искупления, объявленному Иоанном Павлом II, узнав, что Собрино собирается провести в её рамках две встречи. В 1987 году отец Джон получил приглашение от одного из аргентинских епископов с предложением выступить перед группой мирян, но на заседании Епископальной Конференции кардинал Приматеста выразил негативное суждение о проведении подобного мероприятия, и епископ, пригласивший Собрино, был вынужден направить последнему письмо с извинениями и отказом.
Кардинал Ратцингер: «Собрино подменяет понятия»
Эстафету травли теолога подхватил тогдашний глава Конгрегации Вероучения кардинал Йозеф Ратцингер, обвинения которого, по мнению большинства серьёзных исследователей, не имеют никакой фундаментальной базы, а являются простыми придирками. В частности, Ратцингер пишет: «что касается веры, то Собрино говорит следующее: «Опыт Божественного, которым обладает Иисус имеет радикальный исторический характер. Его вера трансформируется в преданность“. Следовательно, Собрино заменяет веру исторической преданностью». Непредвзятому читателю понятно, что таким образом можно исказить смысл любого текста, и придать ему противоположное значение. В своём письме главе Общества Иисуса, Джон Собрино комментирует другой пассаж из работ Ратцингера: «Собрино снова утверждает, что Иисус – Бог, но немедленно добавляет, что истинный Бог – это Тот, кто исторически и бурно проявился в Иисусе и в бедных, в которых продолжает осуществляться Его присутствие…“ — я (Собрино) не вижу, что плохого в этих словах…»
Вывод, который напрашивается в связи со спором, разгоревшимся вокруг отца Собрино, связан, прежде всего, с ролью иерархии в современной Церкви. Буря негодования, возникшая в среде католических теологов и простых верующих, свидетельствует о том, что в наш век информационных технологий и всё возрастающей открытости мира, жёсткая пирамидальная конструкция, которую мы видим в Римской Церкви, вряд ли может сохранять свои исторические формы. Совершенно очевидным становится стремление к коллегиальности, жажда перехода к Церкви общинного типа, к той koionia, о которой говорил Иисус, апостолы и святые, и в которой иерархи прислушивались бы к мнению мирян и священников, народа Божьего. В противном случае, ситуация, при которой значительная часть католиков не считает нужным даже прислушиваться к мнению официальной Церкви, скомпрометировавшей себя борьбой с передовыми теологами современности и использованием против них авторитарных диктаторских методов. В заключение хотелось бы привести слова отца Тисы Баласурьи (Шри-Ланка): «Предупреждение (против работ Собрино) говорит о заботе Церкви о нищих… Но это и есть социальная справедливость, о которой пишет Собрино. Но не находится ли Церковь, зачастую, на стороне угнетателей в вопросах колонизации и рабства, а также диктатуры мужчин в наши дни?».
Максим Демченко для Baznica.Info