Защитник и наставник ЛГБТ-католиков, так и не принятый своей церковью, Джон МакНил (John J. McNeill), умер 22 сентября в возрасте 90 лет в госпитале Форта-Лодердейл в штате Флорида, США. Рядом с ним до конца оставался его партнёр, Чарли Чиарелли (Charlie Chiarelli), с которым они были вместе на протяжении 46 лет и зарегистрировали брак в Торонто в 2008г.
МакНил стал значимой фигурой для ЛГБТ-католиков, равно как и других людей, обращавшихся к его трудам на пути принятия своей сексуальности и защиты от ложных учений церкви.
По словам Фрэнсиса ДеБернардо (Francis DeBernardo), главы Служения нового пути, группы, защищающей позицию ЛГБТ-католиков, у МакНила было “удивительное сочетание великолепного ума и прекрасного сердца”, — добавив, что геям и лесбиянкам помогали “не только его философские принципы и логика, но и глубокое понимание важнейших человеческих нужд”.
“Не будет преувеличением сказать”, — рассказывает ДеБернардо, — “что те изменения — будь то в пасторской, политической, теологической или практической сферах — которых добились ЛГБТ-католики за последние годы, стали возможны лишь благодаря основополагающей работе, которую проделал Джон”.
МакНил родился и вырос в Буффало в штате Нью-Йорк. В 1942г. он вступил в ряды армии США и попал в плен нацистской Германии, что стало опытом, крайне повлиявшим на его духовность, и привело в 1948г. в орден иезуитов. В 1959г. он был рукоположен, занимался преподаванием философии и теологии в Фордхемском университете, Объединённой теологической семинарии и Колледже Ле Мойн, где во время войны во Вьетнаме как известно отстаивал позицию мира.
МакНил стал практикующим психотерапевтом и однажды написал, что хотел бы нести благую весть среди ЛГБТ-католиков.
В 1969г. он принял участие в становлении организации DignityUSA, предложившей поддержку для ЛГБТ-католиков и их союзников, а также место для собраний и совместных богослужений, которое появилось у организации в 1972г. в Нью-Йорке.
В 1976г. с разрешения Ватикана МакНил опубликовал свою судьбоносную работу, “Церковь и гомосексуал”, выдержавшую на данный момент 4 издания. Книга стала первой попыткой заслужившего репутацию учёного и теолога исследовать и переосмыслить традиционное учение церкви о сексуальности и её отношение к ЛГБТ-католикам. Книга содержала в себе призыв к церкви изменить своё учение, воспринимая гомосексуальные отношения на тех же основаниях, что и гетеросексуальные. В книге утверждалось, что стабильные и наполненные любовью отношения пар одного пола являются столь же моральными и угодными Богу как и гетеросексуальные, и таким образом должны быть признаны церковными лидерами. Эта работа заложила основы процесса переосмысления позиции церкви в отношении к ЛГБТ.
Спустя два года после публикации Ватикан отозвал своё разрешение. Еще спустя год новый глава Конгрегации доктрины веры, кардинал Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger) — будущий Папа Бенедикт XVI, приказали МакНилу сохранять обет публичного молчания, который он принял и соблюдал, в то же время продолжая в частном порядке заниматься служением для ЛГБТ-католиков. Но случились две вещи, которые заставили его вновь заговорить. Во-первых, ужасающие последствия эпидемии СПИДа, которые он увидел своими глазами после того, как вместе с Микейлом Джаджем (Mychal Judge) организовал служение для бездомных в Гарлеме. Во-вторых, пасторское письмо, опубликованное Ватиканом в 1986г., “О душепопечении гомосексуальных лиц”, выпущенное кардиналом Йозефом Ратцингером. Гомосекуальность в нём определялась как “более и менее сильная тенденция к истинному моральному грехопадению”. МакНил резко осудил письмо в своём заявлении, сделанном в The New York Times и The National Catholic Reporter.
В 1987г. он получил еще один приказ от Ратцингера, требующий от него полного прекращения любого служения для ЛГБТ-людей и сохранения обета молчания по этим вопросам под угрозой его изгнания — приказ, который, как он высказался, он не мог исполнить, находясь в здравом уме и трезвом рассудке. Впоследствии он был изгнан из ордена иезуитов, спустя 40 лет служения в нём. Номинально он оставался священником, однако ему было запрещено служить Мессу. Его работа включала психотерапию, семинары, лекции и ретриты.
“Несмотря на преследования, он оставался твёрд в своей вере”, — говорит Нэнси Вилсон, лидер Городской церкви сообщества. — “Он был счастливым и любящим человеком и другом, а также наполненным состраданием учителем и наставником”.
“Мы потеряли прекрасного лидера”, — продолжает она, — “но он был с нами на протяжении всей своей жизни, и его жизнь изменила наши. Он всегда останется с нами в наших сердцах… Сегодня Папа Римский мог бы сказать ЛГБТ-католикам, а также тем, кто знал и любил отца МакНила: ‘Я опечален вместе с вами об этой утрате’”.
Его пасторский подход к излечению той боли, которую испытывали ЛГБТ-католики, казался безграничным. Несколько лет назад он написал: “Мы знаем из Откровения, что Бог создал нас сексуальными и восхищается нашей сексуальностью. Каждому человеку дано право от Бога на то, чтобы сексуально насыщаться… Как психотерапевт с несколькими десятилетиями опыта я могу сказать, что большинство, если не все человеческие существа выросли с глубокими ранами в душе и уязвлённым представлением о себе, которое практически не позволяет им, или даёт возможность лишь с большим трудом вступать в долгосрочные отношения, основанные на взаимной любви. И в то же время такие люди как и все имеют одинаковое право на сексуальное насыщение наилучшим из возможных образом”.
Он верил в то, что последним арбитром и судьёй, когда речь заходит о сексуальности, должна стать собственная совесть. Как он однажды писал: “одно из самых главных учений Христа, которое без сомнения имеет неоспоримую важность для всех христиан и в особенности для ЛГБТ-христиан состоит в свободе совести”.
По материалам National Catholic Reporter, Huffington Post и Wikipedia
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: