Я думаю, вы слышали слова «И создал Господь мужчину и женщину» сотни раз в ответ на современные дискуссии о поле и гендере. Это основная козырная карта в спорах по вопросам ЛГБТК-людей. Но всякий раз, как я это слышу, я думаю: «А что насчет тех, чьи тела интерсексны?».
Может, вы не в курсе, но на свете существует более двух полов, более того: никто не рождается стопроцентными мужчинами или женщинами. Я съеживаюсь от отвращения всякий раз, когда кто-то использует (или использует неправильно) это заявление в наших культурных войнах: если Господь создал всех и вся (я в это верю), то Он создал нас более чем женщинами и мужчинами.
Я хотел написать об этом, но я не эксперт. Однако моя подруга, доктор Меган ДеФранза (Megan DeFranza) — настоящий эксперт по вопросам интерсекс, она недавно опубликовала книгу «Разница полов в христианской теологии: мужчины, женщины и интерсекс в образе Бога» (Sex Difference in Christian Theology: Male, Female, and Intersex in the Image of God), так что, я думаю, стоит спросить у нее. У нее степень по теологии и библейским языкам, она преподавала теологию. Так что рад предложить вашему вниманию небольшое интервью с ней.
— Я часто слышу, как люди цитируют слова «Господь создал мужчину и женщину» в гендерных дискуссиях, но создал ли Бог только это различие между мужским и женским?
— Описание творения в двух первых частях Бытия и рассказ о грехопадении в третьей части создают основной теологический нарратив для иудеев и христиан. Это начало Великой Книги, великой истории Божьего спасения, поэтому она, несомненно, заслуживает нашего внимания. Проблема в том, как интерпретировать эту историю. Ну, вы знаете эти вопросы: творение за шесть дней или шесть эпох? Творение всех видов сразу или эволюционное творение?
Нам стоит задать еще один вопрос: «Здесь описываются все существа, что созданы Богом, или просто задаются некие общие рамки повествования о начале?» При ближайшем рассмотрении, я думаю, мы найдем именно общие рамки: мужчины и женщины, земные твари, небесные твари, морские твари, день и ночь, но не сумерки; солнце, луна и звезды, но не кометы. Есть много тварей, что не упоминаются в этом списке. Например, амфибии, которые живут и на суше и в воде, здесь не отмечены. Но я ни разу не слышала, чтобы христианские ученые объясняли их появление результатом грехопадения.
Но я слышала подобное о людях со смешанными половыми характеристиками: некоторые люди настаивают, что Бог создал людей мужчинами и женщинами, поэтому те, кто находятся между «Адамом» и «Евой», являются доказательством «грехопадения».
Большинство людей кажутся мужчинами и женщинами (поэтому, я думаю, автор Бытия писал в таких общих характеристиках), но на каждые 2500-4500 новорожденных приходится один человек, чье тело интерсексно.
Интерсексность — это широкий набор физических показателей, когда у людей наблюдаются и мужские, и женские характеристики: XXY-хромосомы или внутренние половые органы одного пола с внешними характеристиками другого пола, например. Иногда это настолько неясно, что врачи не знают, какой пол приписать ребенку при рождении, иногда же пол проявляется позже, в детстве или подростковом возрасте. Терапевты часто используют термин: «Нарушение полового развития» (Disorders of Sex Development, DSDs), но интерсекс-люди предпочитают говорить «Различия полового развития» (Differences of Sex Developement) — это более нейтральный термин.
Первые три главы Бытия никогда не писались, чтобы дать нам полный список творения. К счастью, в других частях Писания мы можем найти более полную картину того, как быть человеком в правильных отношениях с Богом.
— Я уже поднимал этот вопрос, и мне говорили: «Ну даже в этих редких случаях можно определить, мужчина это или женщина». Как вы думаете, это правда? Что получается в результате попыток определения пола ребенка?
— Все зависит от того, что имеется в виду под «определить» и кто определяет. Действительно, многие интерсекс-люди определяют себя как мужчины или женщины (в нашей культуре у них просто нет другого выбора). Многие ощущают свою принадлежность к тому или иному полу, даже если их тело не вполне этому соответствует. Некоторые принимают решение привести свое тело в соответствие с этим ощущением с помощью медицины. Некоторые просто одеваются в соответствие с некоторым гендером. Но все же есть люди, которые, открыв для себя понятие интерсексности, испытывают облегчение, найдя новое слово для описание своего тела, которое «где-то между», и своей идентичности, которая тоже «где-то между».
Проблемы начинаются тогда, когда врачи и родители решают за ребенка (базируясь на своих предположениях, основанных на физических характеристиках, таких, как уровень гормонов, размер и форма гениталий), потому что они предполагают и часто ошибаются.
Когда врачи проводят пластические операции по коррекции гениталий ребенка, они делают предположения и проводят медицински необоснованные операции — лишь очень редкие случаи требуют немедленного медицинского вмешательства. К несчастью, если гендерная идентичность ребенка не развивается в соответствии с предположениями врача, в результате остается слишком мало тканей для дальнейших манипуляций, а рубцовая ткань в чувствительных местах порождает еще больше проблем для человека.
Педиатры, работающие с детьми с различиями полового развития, сейчас согласны с защитниками интерсекс-людей, которые рекомендуют откладывать медицинское вмешательство вплоть до пубертатного периода, когда дети достаточно взрослы для определения собственной гендерной идентичности и могут дать информированное согласие на медицинскую операцию.
— Как теологиня, вы исследуете интерсекс-вопросы. Если суммировать годы вашей работы, то что вы можете сказать? Библия что-нибудь говорит об этом?
— Давайте я сначала отвечу на второй вопрос. Я с восторгом обнаружила, что Библия говорит об интерсексности, а древние иудеи и христиане были знакомы с различиями полового развития.
Иисус упоминает интерсекс-людей в Евангелии от Матфея 19:12, говоря о тех, кто «евнухи по рождению». Иудеи называли их «saris chamah», евнухи солнца, те, кто были евнухами с того момента, как солнце засияло над ними. Иудеи применяли к ним законы для мужчин и женщин так, чтобы все их нужды были восполнены. Современные иудейские ученые призывают к тому же.
Исайя возвещает благословение для евнухов, верных Яхве, в 56:1-8: «имя вечное», «лучше, чем сыны и дочери» — иными словами, благословение большее, чем для восстановленного, «исцеленного» человечества. Это пророчество начинает исполняться в восьмой главе Деяний, когда крестится первый иностранец — эфиопский евнух.
Блаженный Августин говорил об андрогинах и евнухах: «Хотя и слишком редко встречаются, но трудно предположить, чтобы временами не встречались андрогины, которых называют еще гермафродитами, у которых особенности того и другого пола обнаруживаются с такой очевидностью, что трудно решить, по какому полу следует их именовать. В обычай вошло, впрочем, давать им имя по мужескому полу, никто и никогда не называл такого «андрогина» или «гермафродита» (О граде Божьем, 16.8).
Августин прекрасен, не так ли?!
Невозможно перечислить все детали «интерсекс-теологии», но что я вижу в словах Иисуса, так это то, что он не называет интерсекс-людей результатом «грехопадения». Я вижу, что иудеи и христиане предоставляют пространство для интерсекс-людей в своих сообществах. Я слышу пророчество Исайи, обещающее евнухам место в храме Господа, что я рассматриваю как обетование места на Новой Земле и Новых Небесах. Когда я читаю Библию от Бытия до Откровения, я вижу, что Господь собирает всех отверженных, чтобы Его дом стал «домом молитвы для всех» (то же сказано в Исайе 56:1-7).
— Вопрос гендера — это горячая тема в христианских дебатах на сегодня. Как вы думаете, что мы можем почерпнуть из «интерсекс-теологии»? Что это дает для более широких дискуссий относительно гендера?
— О, очень многое! Во-первых, христианам нужно перестать бояться научных исследований гендера. Конечно, нужно читать осторожно и критично (в том числе и христианские труды), но проведено очень много хороших, достоверных исследований, которые помогут нам отделить факт от вымысла, науку от стереотипов, культурные предпочтения от универсальных паттернов.
Мне очень помогла книга “Гендер мозга” (Brain Gender), удивительно легкая в чтении книга руководителя лаборатории нейроэндокринологических исследований Лондона, доктора Хайнса (Hines). К ней говорится: «очень немногие соответствуют модальному (статистически наиболее распространенному) мужскому или женскому паттерну. Вариации в рамках одного пола очень велики, характеристики варьируются в ту или иную сторону… на самом деле, несмотря на то, что большинство из нас относят себя к мужчинам или женщинам, мы представляем собой сложную мозаику из мужских и женских характеристик» (М. Хайнс, Гендер мозга, 18-19).
Вместо того, чтобы рассматривать это как проблему и пытаться втиснуть все это разнообразие в недостижимый паттерн «Адама и Евы», может быть, стоит рассматривать это как исполнение призыва «плодиться, размножаться и наполнять Землю» разными людьми, которые призваны любить друг друга и служить Господу своими сходствами и различиями?
Я не думаю, что Иисус призывал нас быть мужчинами и женщинами. Иисус призывал нас обновляться, облекаться во Христа, возрастать в любви, святости и плодах Духа. Эти добродетели предназначены для всех людей: мужчин, женщин и интерсекс. Они бросают вызов стереотипам о мужчинах. Они бросают вызов стереотипам о женщинах. Они призывают нас умереть для себя и дать Богу возрастать в нас. И это Благая Весть.
Если вы из тех, кто еще бросается фразами типа «Господь сотворил мужчину и женщину» и считает, что на этом творение закончилось, я призываю вас принять во внимание, что гендерные вопросы гораздо сложнее, чем мы часто понимаем и принимаем.
По материалам If God Only Made Male & Female, What About Intersex?
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Развитие католического восприятия сексуальности и гендера
- Пастор Марья-Сиско Аалто: я выбрала публичность, чтобы помогать людям
Следите за нашими новостями!