Карен Армстронг. Битва за Бога: История фундаментализма. Альпина Нон-фикшн, 2013 г.
Книга для тех, кто хочет понять, почему религия стала источником ненависти между людьми.
«Если фундаменталисты всех трех религий обратятся к более нигилистичным и радикальным взглядам — миру конец. Именно поэтому так важно научиться понимать, что кроется за глубочайшим разочарованием фундаменталистов в современности и что ими движет», — пишет Карен Армстронг, историк религии, популяризатор научных знаний. Эта книга из разряда «читать обязательно», хотя это не самое легкое чтение.
Мы живем в условиях избытка информации, и совершенно естественно наше желание упростить любую сложную мысль, придать ей удобоваримую форму. Но свернутая до размеров твитта самая здравая идея неизбежно превращается в ложь и глупость. При этом человеку, обладающему огромными массивами информации, законсервированной в виде простых формул, кажется, что он полон надежных знаний. Он преисполнен искреннего желания просветить темных, дать «правильное» понимание мира, он негодует, если другие не хотят разделить его точку зрения. Самые горячие от негодования переходят к действиям и получают весьма решительный отпор.
Если бы пропасть образовалась только между представлениями западного постмодерна и восточной архаики, понять это было бы просто. Увы, в западном обществе тоже нарастает противостояние — поднимают голову христианские фундаменталисты. Освободившись от давления церкви, мир стал в чем-то лучше, но в чем-то и хуже. «Не сдерживаемый «высшей», мистической истиной, разум может временами принимать демонический характер и толкать человека на преступления не менее, если не более ужасные, чем бесчинства фундаменталистов», — пишет Армстронг. XX век предоставил тому множество доказательств.
Вера помогала человеку избавиться от экзистенциального ужаса (страха смерти, ощущения бессмысленности жизни и пр.), в постхристианском общества люди лишились этой опоры и почувствовали отчаяние. «Гнев фундаменталистов служит напоминанием о том, что современная культура предъявляет человеку крайне суровые требования. Она, несомненно, наделила нас могуществом, открыла новые миры, расширила горизонты и подарила многим более счастливую и здоровую жизнь. И она же нередко подрывает наше чувство собственного достоинства. Провозглашая человека мерой всех вещей и позволяя не зависеть от сверхъестественного божества, рациональное мировоззрение одновременно вынуждает нас осознать собственную хрупкость, уязвимость и отсутствие самоуважения», — пишет Армстронг.
Фундаментализм бунтует против незаконного в их представлении засилья научного рационализма, и нет ничего удивительного в том, что он активно набирает сторонников. «Это воинствующая форма духовности, появляющаяся в ответ на кризисную ситуацию… Фундаменталисты не считают эту борьбу политической в общепринятом смысле слова, они воспринимают ее как космическую битву между силами добра и зла, — пишет Армстронг. — Будет прискорбно, если своим невежеством и презрением мы побудим фундаменталистов пополнить экстремистские ряды. Поэтому давайте делать все возможное, чтобы предотвратить эту страшную возможность».