Ирод же со своими солдатами высмеивал Его и издевался над Ним.
Лука 23:11
Солдаты в современной униформе пытают обнаженного заключенного на картине Дуга Бланшара «Иисус перед солдатами». Иисус стоит на в уязвимой позе — на коленях, а солдат с ножом хватает его за волосы. Собаки лают, обнажив клыки. Другой солдат, ухмыляясь, показывает ему средний палец, третий показывает автомат. Позади можно различить череп, выглядывающий из темной дыры. В контрасте с мягкими изгибами тела Иисуса нож выглядит еще более острым. На подошвах ног Иисуса видна грязь.
Ухмылки солдатов призывают смотрящих посмеяться вместе с ними над болью и унижением жертвы. Смотрящего будто заставляют стать пособником в этом деле — потому что он не может изменить ход событий. Выбор, который встает перед нами — перевернуть страницу, закрыть глаза на человеческие страдания, или смотреть — и, возможно, молиться. Нам нужно стать свидетелями страданию, которое показано в Страстях.
Эта картина — первая из четырех изображений насильственных эпизодов, последний из которых — распятие. Когда мы смотрим на эти картины, важно держать их в контексте; к таким сложным темом нужно подходить с осторожностью. Эта картина — пожалуй, самая страшная из всех в цикле. Только на этой и на следующей мы смотрим на насилие над обнаженным человеком. Смотреть больно. После них смерть воспринимается как облегчение — и может быть, дело именно в этом. Но на картинах Бланшара изображена правда о насилии, причем о насилии в современном мире (и эти картины могут побудить нас к глубокому размышлению о нем).
«Иисус перед солдатами» — современная версия того, как солдаты насмехались над ним в Евангелиях. Там они одели его как короля, а в качестве короны надели на него терновый венец. Как и сегодня, вербальное насилие — часто подготовка к серьезному физическому насилию.
Графическое насилие не изображалось в первое тысячелетие христианства, но с десятого века страшные картины страдания использовались для оправдания войны и других форм насилия. Свидетельства, которые мы находим, предполагают, что ранние христиане больше думали о том, как дух Христа живет в них, чем он том, как Он умер. Еще ранние христиане толерантно относились к гомосексуальности. Десятый и одиннадцатый века — время первых крестовых походов, первых ужасных картин страдания на кресте, а еще — время расцвета гомофобии. В то время лидеры церкви начали говорить о том, что Бог хотел страданий Иисуса, чтобы он «искупил» грех людей — то есть, Иисус был наказан за личные грехи каждого. Лидеры церкви призывали людей думать об этом. Бланшар ставит под сомнение такой образ мысли и освобождает от него людей, изображая Бога, страдающего вместе с человечеством.
В истории искусства этот эпизод чаще всего изображается по-другому: на наиболее известных картинах у Иисуса завязаны глаза, но он обращен к зрителю. Отличия хорошо видны, если сравнить эту картину с картиной Фра Анджелико, художником эпохи раннего Ренессанса. Его идеализированный Христос пребывает в мире, даже когда его бьют. Интерпретация Бланшара имеет куда больше общего с картиной Эдуарда Мане, на которой Иисус выглядит как обычный человек, и он полуобнажен.
Сам Бланшар утверждает, что на его серию повлияли работы фигуративного экспрессиониста Леона Голуба, который изображал сцены пыток на войне. Бланшар похож на Голуба в композиции, настроении, в его смешении политической критики и художественной чувствительности. Современные ЛГБТ-художники почти не изображают эту сцену, хотя их часто обвиняют в том, что они насмехаются над Иисусом, изображая его как представителя ЛГБТ-сообщества.
На эту картину также повлияли шокирующие фотографии пыток заключенных американскими солдатами в Ираке — эти фотографии появились как раз в то время, когда Бланшар рисовал эту картину. Этим изображением Бланшар задает вопросы о связи между религией, терроризмом, пытками.
На самом деле, мы не можем понять, что заключенный на картине — Иисус. Но мы можем вспомнить его слова: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — и мы вспоминаем ЛГБТ-людей, у которых отбирают права, над которыми издеваются, которых бьют, убивают, доводят до самоубийства.
«Люди над Ним насмехались, друзья покинули Его, Ему была хорошо знакома боль и болезни. Люди презирали Его и отказывались замечать Его, как тех, от кого мы отводим взгляд».
Исайя 53:3
Солдаты раздели Иисуса и насмехались над ним: над тем, что он еврей, над тем, что он учит о Царстве Божьем, которое здесь и сейчас. Они могли называть его «пидором», «петухом», использовать любые другие гомофобные оскоробления. Но какие бы слова не использовались, любое оскорбление и унижение другого человека — оскорбление ребенка Бога. Как сказал Иисус — так как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали и мне. Солдаты были такими же молодыми людьми, как и Иисус, во многом похожими на него. Именно они издевались над ним, но в этой жестокости мы можем винить и религиозных лидеров: именно священники подготовили почву для этого насилия, называя Иисуса грешником. Они сделали Иисуса мишенью, но их риторика была использована для того, чтобы причинять боль многим людям.
Иисус, что я могу сделать, чтобы прекратить насилие?
По материалам QSpirit
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!