В детстве мне говорили, что Хорошие Новости Иисуса могут быть сведены к фразе: «Делай как я говорю, и никто не пострадает».
Когда я была ребенком, я не сомневалась в этих словах. Я не понимала, что эту фразу обычно произносят люди, которые грабят банки и берут в заложники людей — то есть террористы, цель которых — держать жертв под контролем, чтобы достичь своей цели.
Для нас — верующих лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей, угроза этих слов еще более реальна. Нам говорят, что если мы начнем даже думать о том, чтобы жить в соответствии с нашей данной Богом сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью, начнем воспринимать наши отличия как «дар», мы пострадаем. Церковь, конечно, пытается исполнять свои угрозы. Нас критикуют, на нас кричат, мы подвергаемся насилию, нас выгоняют из общины, потому что мы не можем делать так, как по их мнению требует Бог.
В конечном итоге они имеют в виду, что если мы не в состоянии подчиняться требованиям соответствовать цисгетеронормативности, мы отправимся в ад. Эти христиане верят, что мы «пострадаем» наихудшим образом — после смерти мы вечно будем в самом жарком углу огненного бесконечного ада.
О, ад… это место, в которое мы любим посылать людей, которые нам не нравятся, с которыми мы не согласны, которые ставят под сомнение наши убеждения. Нам нравится идея ада, потому что это место, куда мы можем отправить всех, кто не соответствует нашей идее нравственности. Это место, в которое мы можем поместить всех, кто оставляет детей или собак в раскаленных машинах в середине лета. Это место, в которое мы можем поместить всех, кто убивает журналистов во имя кровожадного бога, это место для всех, кто верит в такого бога… Это место, куда мы можем отправить наших политических оппонентов и почувствовать себя лучше их.
Но если мы верим в то, что действительно сказал Иисус во время своей земной жизни — ну, в то, что надо любить врагов своих — как мы можем оправдать ад для кого бы то ни было, даже для настоящих террористов?
Для меня вера в буквальный ад, где люди горят, где они разделены с Богом навсегда — оскорбление настоящему посланию Иисуса о том, что благодать свободно дается всем вне зависимости от того, насколько они этого заслуживают.
Недавно я прочла два поста в Фейсбуке об аде. Один из них написал автор Кен Даль (Ken Dahl), и в нем он описывает историю концепции ада: как она возникла и почему не имеет ничего общего с Библией:
«Ложная концепция ада противоречит природе Бога, безусловной Любви. Она противоречит мудрости Бога, воле Бога, обещаниям Бога, силе Бога. Она отрицает силу креста Иисуса. Она противоречит свидетельствам пророков; она противоречит свидетельству Иисуса Христа и Его апостолов. Она противоречит оригиналу Писания. Она противоречит учениям ранней церкви, которые читали Писание в оригинале. Она не соответствует нашей совести, нашим сердцам».
В другом посте Бенджамин Кори (Benjamin Corey) приводит пять причин, по которым идея ада теряет привлекательность для христиан, которые не могут поверить в то, что Иисус — террорист.
«Иисус, о котором мы читаем в Новом Завете, полон любви и справедливости, а не бессмысленной жестокости. В Новом Завете мы видим Иисуса, который видит страдание всюду вокруг и постоянно говорит, что сострадает. Это сострадание приводит Иисуса к действиям, которые часто нарушают табу того времени. Иисус из Писания — не тот человек, которому нравится пытать людей».
Кто-то на Фейсбуке ответил на этот пост, что если все спасены, ада нет, а благодать — не что-то, что нужно заслужить прежде, чем умрешь, а благодать Бога может спасти кого-то типа Гитлера, в чем смысл христианства? Зачем делать добрые дела, быть хорошим, проповедовать? И главное, если мы все попадаем на небеса, в чем смысл спасения?
В книге «Если Благодать существует: почему Бог спасет каждого» (If Grace Is True: Why God Will Save Every Person), Джеймс Малхолланд (James Mulholland) и Филип Галли (Philip Gulley) приводят разумные аргументы против идеи того, что Иисус умер за наши грехи: мы должны верить, что Иисус умер, чтобы Бог не наказывал нас; то есть, если бы Бог не взял жизнь Своего Сына как «плату» за наши грехи, он бы заставлял платить за них нас. То есть, Иисус умер, чтобы защитить нас от Бога. Что же это тогда за Бог?
Малхолланд и Галли пишут, что «прощение грехов не требовало смерти Иисуса. Для этого нужно было только желание Бога простить. Милосердие не в том, что Иисус платит наши долги, оно в том, что Бог убирает наши проступки подальше. <...> Крест — один из символов того, что человечество сопротивляется милосердию. Мы затыкаем любого, кто мешает нам на пути к тому, чтобы быть самыми лучшими в глазах Бога».
Больше того, мы любим отправлять таких посланников в ад. Но когда мы начинаем понимать удивительный дар благодати, мы перестаем верить в теорию выкупа наших грехов или в существование буквального ада. Это нелегко, потому что мы бы очень хотели видеть в аду всех, кто причинил зло нам или тем, кого мы любим. Такой дар, как благодать — дар, который не требует взамен покаяния, соответствия определенным доктринам и догмам, не требует даже веры, может казаться глубоко несправедливым. Нам кажется, что спасение нужно заслужить. Нам нужно стать достойными Божией благодати.
И это, как утверждают Малхолланд и Галли, именно тот грех, от которого нас нужно спасать: наша вера в то, что мир вертится вокруг наших суждений не только о нас самих, но и об окружающем мире.
«Спасение, — пишут они, — приходит с верой в то, что Бог любит безусловно. Спасение — это отказ от мысли о том, что тебя отвергают из-за плохого поведения или принимают из-за хорошего».
Когда Иисус дал нам величайшие из своих заповедей: возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим и возлюбить ближнего твоего, как самого себя, он просил нас научиться жить в безусловной люби Бога и учиться давать ее окружающим — и друзьям, и врагам.
Такая любовь опасна, потому что просит нас отказаться от мнения о том, что наш образ жизни, способ веры, наша религия — единственно правильные способы достичь Бога. Да, такой взгляд делает бессмысленным проповедь, цель которой — склонить других в свою веру. Если же цель проповеди в том, чтобы сообщить другим о безусловной люби и благодати Бога, любви и благодати без платы за них, дающихся всем и каждому, кто готов принять их, вне зависимости от цвета кожи, религии, сексуальной ориентации, ваша проповедь обретает новый смысл: помочь другим спастись, перестать быть замкнутыми на своей «хорошести».
ЛГБТ-сообщество слишком долго было заложником образа Иисуса-террориста. Мы должны перестать верить в то, что Бог говорит: «Делай как я говорю, и никто не пострадает». Мы должны обратиться к Богу, который говорит: «Делай как я говорю — люби себя и окружающих безусловно; спасутся все».
По материалам Spiritual Apocalypse
Автор: Кендейс Челлью-Ходж (Candace Chellew-Hodge)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: