Стапхорст (Staphorst), Нидерланды. Всего в 90 минутах езды от либерального Амстердама расположился форпост ортодоксального кальвинизма, где женщины не носят брюк, ругательства запрещены, а телевидение считается чем-то безбожным.
Принципы благочестия и трезвости определяют политику, моду и все прочие аспекты жизни Стапхорста — города, находящегося в так называемом «библейском поясе» Нидерландов, протянувшемся от Зеландии на юго-западе до Оверэйсела на северо-востоке.
«Люди здесь видят себя подлинными наследниками Яна Кальвина, — сказал корреспонденту AFP 82-летний Ян де Вольде. — Остальной мир они считают, по большей части, безбожным». Де Вольде переехал в Стапхорст 54 года назад, и много писал о городе.
Ян Кальвин — один из отцов Реформации, 500-летие со дня рождения которого протестантский мир отметил этим летом.
По данным компании Ziggo, управляющей кабельными сетями, почти у 80% местных жителей нет телевизоров. Де Вольде говорит, что, игнорируя телевидение, жители Стапхорста хотят отгородиться от «гедонистического мира».
Дважды каждое воскресенье все горожане идут в церковь. В этот день тут не ходят автобусы, а все магазины и городской бассейн закрыты.
Такие темы, как эвтаназия, аборты и однополые браки — Голландия была первой в мире страной, где они были легализованы — здесь табу. Четыре года назад городской совет запретил ругательства, хотя наказания за это нарушение не предусмотрено.
На последних муниципальных выборах большинство жителей проголосовали за консервативную христианскую партию SGP, которая запрещает женщинам занимать политические должности.
«Внешнему миру это может показаться чем-то средневековым, — говорит 66-летний горожанин. — Но люди в основном терпимо относятся к остальным. И жить в такой дружной общине очень приятно».
Город с населением в 16 000 человек известен одним из самых высоких уровней рождаемости в Европе. Здесь меньше ресторанов, чем в других местах, мало работающих женщин, а около тысячи женщин до сих пор носят закрывающие все тело целомудренные костюмы в стиле своих прабабушек.
Традиционный женский наряд даже летом состоит из более чем 12 предметов одежды, в том числе черной плиссированной юбки до щиколоток, фартука, шали, капора и черных башмаков на деревянной подошве. Главная деталь женского туалета — связанные вручную чулки до середины бедра на эластичной подвязке. В Нидерландах жителей «библейского пояса» часто так и называют — «цвартеркоузен» («черные чулки»).
В городе есть женщины, одевающиеся в более современную одежду, но все же почти никто из них не носит брюки. Де Вольде говорит, что здесь это считают «противоречащим Библии», так как брюки — только мужская одежда.
«Платье — это та одежда, в которой мне комфортно», — говорит 21-летняя Йенте Вейер. По словам девушки, у нее нет желания побывать в Амстердаме с его кварталом красных фонарей и кофейнями, где продают марихуану. «У них там другие ценности».
Половина молодежи в Стапхорсте переезжает из родительского дома, только женившись. Лишь каждый тридцатый ребенок в городе рождается у неженатых родителей. В этом протестантском анклаве один из самых низких в Нидерландах уровень разводов: 39 на 1 000 жителей.
Для того чтобы войти в главную церковь города, женщины должны иметь на голове шляпу, а самая популярная в Стапхорсте газета — Reformatories Dagblad, где не пишут о спорте, и основная масса материалов — новости церковной жизни.
«Это подавляет», — говорит 19-летний Вик ван Вуурен. Юноша учится в соседнем городе Цволле, называет себя атеистом и надеется в будущем найти работу подальше от родного Стапхорста. «Здесь все закрыто по воскресеньям, кроме церкви. Так невозможно жить».
Церковный историк Мирьям ван Веен считает, что «библейский пояс» берет свое начало в длившейся 80 лет войне голландцев против испанского владычества, закончившейся в 1648 году. «Пояс» лежит там, где проходила линия фронта между правительственными (голландскими) и испанскими войсками», — говорит она. Тогдашние власти Нидерландов «способствовали росту ортодоксального протестантизма в этом регионе, создавая барьер, защищавший от испанского католического влияния с юга».
Жители «библейского пояса» верны этим историческим корням и гордятся своей бережливостью и трудолюбием.
Некоторые уезжают из города, но на их место очень скоро приезжают новые люди, — те, кто хочет воспитывать своих детей в традиционной среде, говорит ван Веен.
Но, по словам Де Вольде, эти «чужаки», так же как индустриализация, все же меняют город. «Теперь здесь есть дискотека, и у все большего числа людей есть дома Интернет», — говорит он, пожимая плечами.
Другой признак перемен — отказ от запрета на вакцинацию, которую было принято считать противодействием Божьей воле. Сегодня около 80% жителей Стапхорста привиты от полиомиелита. В 1971 году, когда город поразила эпидемия этой болезни, привиты были меньше половины горожан.
«Что бы там люди ни думали, время в Стапхорсте не стоит на месте, — говорит Де Вольде. — Но некоторые вещи всегда останутся неизменными: преданность религии и сильное чувство общины».
20 августа 2009 г.
Источник:«Благовест-инфо»