Обсуждать права ЛГБТ в консервативных религиозных сообществах сложно — и для тех, кто недавно совершил камин-аут, и для тех, кто просто хочет, чтобы все быстренько все поняли про права. У тех, кто пытается что-то доказать, создается ощущение, что религиозные консерваторы используют догмы как фиговый листок, прикрывающий ненависть. Во многих случаях так и есть. Но есть еще куча людей, выросших среди религиозных консерваторов, которые изменили свои взгляды на права ЛГБТ — и в обществе, и в религиозном контексте.
Никто не знает этого лучше, чем преподобный Джеймс Мартин (James Martin), иезуит и автор книги «Строить мосты: как Католическая церковь и ЛГБТ-сообщество могут вступить в отношения уважения, сострадания и чувствительности».
«Позиция Католической церкви в отношении ЛГБТ кардинально изменилась в последние годы. Больше и больше людей узнают об ЛГБТ в собственных семьях, и те, кто раньше не хотел видеть другой стороны, вынуждены посмотреть на нее — и по-новому», — говорит Мартин.
Твердый прогресс, нормализация ЛГБТ в поп-культуре скорее всего начали менять отношение даже в религиозных общинах. И все же, если права ЛГБТ для вас важны, если вы относитесь к этому эмоционально, цивилизованный разговор с гомофобными и трансфобными друзьями и родственниками может быть очень сложен. Я поговорила с Джеймсом Мартином о том, как лучше говорить о правах ЛГБТ с нетолерантно настроенными верующими.
Как говорить с гомофобными верующими?
Ли Андерсон: У вас есть мысли о том, как говорить с гомофобными верующими на их языке?
Джеймс Мартин: Я бы предложил не говорить с ними, а слушать их. Мы часто задаемся вопросом: «Как говорить с этими людьми, как доказывать что-то этим людям?» Мы сразу предполагаем, что говорить будут не они. Поэтому первое, что нужно сделать — услышать их, понять, кто они, встретиться с ними там, где находятся они — именно так поступал Иисус.
Не пытайтесь выиграть спор. Расскажите историю.
Я понял, что истории куда убедительнее любых аргументов. Одна из историй, которые я люблю рассказывать — о моем друге-гее по имени Марк. Марк был в монашеском ордене, а потом ушел из него. Он вступил в брак со своими партнером, и они вместе двадцать лет. Его партнер заболел — серьезно и очень надолго, и все это время Марк о нем заботился. Я спрашиваю у людей: «Разве это не форма любви?» Я просто задаю этот вопрос. Мне кажется, что главное — не аргументы, а истории; то, что Папа Франциск называет «культурой встречи».
И честно говоря, Иисус именно так подходил к делу. Когда кто-то его спрашивал: «Чему подобно Царствие Небесное?», он не давал определений. Он говорил: «Вышел сеятель сеять», или «Женщина потеряла драхму». Он учил историями, потому что определения и аргументы закрывают людей от нас, а истории — открывают.
Поэтому важнее всего, чтобы консервативные, закрытые люди встречали ЛГБТ, видели их во всей сложности, прислушивались к их историям. И еще нужно относиться к людям с уважением.
ЛА: Так что же сказать кому-то, кто говорит: «Ну, быть геем это грех?» Это звучит очень покровительственно, как будто на самом деле они говорят: «Я лучше тебя знаю, что будет с тобой в вечной жизни».
ДМ: Ну, быть ЛГБТ — не грех в Католической церкви. Так написано в Катехизисе. Я думаю, что «любить грешника, ненавидеть грех» — очень отталкивающая фраза. Я встречал очень мало людей, которые действительно любили бы грешника.
Если вы относитесь к ЛГБТ, скажите: «Я не грешен только из-за того, что отношусь к ЛГБТ. Я бы хотел поделиться с тобой своей историей: о том, как я рос, как я всегда ощущал себя геем, лесбиянкой, трансгендерным человеком».
Если ничего не получается, человек закрыт и не слушает, мало что можно поделать. Но я верю, что люди все-таки открыты к новому опыту. Поэтому даже если человек гомофобен, но вдруг обнаруживает, что его сын гей, ее дочь — лесбиянка, ему приходится попробовать взглянуть на все это по-другому. Теперь перед ними не теория, а человек. И у этого человека есть опыт, а не категории.
ЛА: Так Церковь учит, что грех — это поддаваться гомосексуальным импульсам?
ДМ: Церковь учит, что любой секс вне брака греховен. Это относится и к гетеросексуальным людям, которые занимаются сексом до брака — на что всем плевать. Никто им не говорит: «Я ненавижу этот грех, но люблю тебя как грешника». Мало кто так говорит. Но ЛГБТ-люди всегда находятся под пристальным вниманием, и это дискримианция.
ЛА: Кардинальные изменения, о которых вы говорили, распространяются и на более широкое христианское сообщество: многие христианские лидеры вроде Джен Хетмейкер (Jen Hatmaker) выразили поддержку ЛГБТ-сообществу, высказывались в пользу брачного равноправия. Это всегда вызывает реакцию от консервативных христиан, которые начинают направо и налево бросаться цитатами из Библии в социальных сетях. Что вы скажете тем, кто хочет посостязаться с вами в знании Библии?
ДМ: Я скажу, что нужно понимать Писание в историческом контексте. Если заглянуть в Ветхий Завет, там можно обнаружить много интересного: например, что нормально иметь рабов. Но никто уже этим не руководствуется. Гомосексуальность тогда понимали по-другому. Даже в Новом Завете ее понимали по-другому. Нужно понимать вещи в контексте. Законы о гомосексуальности — единственные, которые люди вынимают из контекста в наше время.
И, кстати, Иисус ничего не говорил о гомосексуальности.
ЛА: А что вы скажете кому-то совсем упертому — кому-то, кто хочет порвать с вами все отношения из-за вашей ориентации?
ДМ: Я предложу такому человеку порвать со всеми, кто грешит. То есть, со всеми вообще. Удачи в церкви из одного человека!
По материалам Lifehacker от 13 июля 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!