Валерий Созаев
Когда тебе 12 или 13 лет и ты пытаешься разобраться с собой, со своими чувствами, со всем, что с тобой происходит, то вольно или невольно ищешь какую-то «дорожную карту». По крайней мере, я их искал. В книгах.
Мне не повезло: я сам себя поместил в религиозную среду. «Сам ли?» — учитывая контекст «религиозного возрождения», который захлестнул Россию в начале 90-х. Сейчас уже эта свобода или её отсутствие не имеют значения.
Значение же имеют последствия тех убеждений, которые были впитаны тогда моей «хрупкой детской психикой» и которые до сих пор мне приходится выкорчёвывать из своего сознания и подсознания.
Сейчас я уже не вспомню самую первую книгу по вопросам сексуальности, которая попала мне в руки. Но есть две книги, значение которых, увы, до сих пор непреходяще.
Первая книга — «О сексуальной этике», автор Андре Леонар. По-русски была опубликована в 1992 году и, скорее всего, именно тогда же и попала в мои руки, когда я её приобрёл, зайдя в католическую церковь Божией Матери Лурдской в Ковенском переулке. Я любил ту церковь, хоть и не был католиком. Мне нравились витражи, орган и латинская месса. А ещё конфессионалы – будочки для исповеди – именно их мне не хватало в православных храмах, чтобы чувствовать себя в безопасности и быть полностью откровенным…
Но книга…
«Ты должен смело признаться самому себе, что мастурбация – зло… Она приводит к пустоте, если не к отвращению… Объективно мастурбация сама по себе – серьёзное расстройство, которое противоречит человеческому и христианскому пониманию сексуальности и любви…»
«…гомосексуализм в сути своей противоречит христианской любви… гомосексуальное поведение всегда негативно, и этот негативный характер нельзя оправдать моей невольной и безотчётной склонностью…»
Читать эти слова в 12 лет было подобно тому, как слышать голос самого Господа Бога – ты в них не сомневаешься. И ты усваиваешь их в самом сердце. Так родились мои сексофобия и усвоенная гомофобия…
«Гомосексуальный акт – это половой акт между представителями одного пола. Гомосексуалисты – это мужчины или женщины, участвующие в гомосексуальном акте. (Эти определения) акцентируют внимание на поведении, а не на людях; на самих действиях, а не на его субъектах; на образе жизни определённых индивидуумов, а не на самих индивидуумах».
Это уже вторая книга: Джон Уайт «Эрос осквернённый», издана тиражом 55 тысяч экземпляров. Предисловие к книге написано академиком И.В. Бестужевым-Лада.
«В далёком прошлом умирающие от голода люди в осаждённых городах считали великим деликатесом варёных крыс… Поэтому не следует удивляться тому, что нечто, вызывающее отвращение у нормальных людей, считается весьма привлекательным для гомосексуала».
«И всё-таки гомосексуалы в большинстве случаев – несчастные люди. Они несчастны, потому что, какой бы успешной ни была их борьба против дискриминации, мир никогда не поймёт и не примет их. Несчастны они и потому, что больше обычного страдают от одиночества и отверженности – временами даже со стороны своих собратьев», — по-английски эти строки были написаны Уайтом в 1977 году. «Спасибо» Союзу евангельских христиан-баптистов за то, что в 1993 году их прочитали россияне. В том числе 13-летний я.
«В странах Запада стареющие люди знают, что значит проводить долгие часы в одиночестве и выслушивать издевательства и оскорбления наглых юнцов. Они с горечью ощущают на себе клеймо бесполезности… Куда более безотрадным представляется будущее стареющего гомосексуала, обитающего в серой преисподней, населённой такими же несчастными, как он сам».
Это тот образ, который преследовал меня годами и освобождение от которого стало происходить только последнюю пару лет. Спасибо моему знакомству с Радикальными феями и психотерапии.
Ещё до рождения квир-теории христианские фундаменталисты были радикальными социальными конструктивистами, утверждая: «…гомосексуальность – это то, что вы делаете, а не то, каков вы есть». И это позволяло им выйти на возможности «лечения» «гомосексуальных привычек». И Уайт не скупится в своей книге на описание разных методик. И это толкнуло меня искать многие годы «избавления» от своей гомосексуальности в объятиях христианских духовных практик, включая изгнание бесов…
Прошло 28 лет с того времени как я впервые прочитал эти книги. Отправляясь в путешествие, некоторые путешественники заучивают карту местности наизусть на тот случай, если они её потеряют. Многократно перечитанные в подростковом возрасте книги стали для меня именно этой заученной картой.
«Токсичные, деструктивные убеждения» — так это называется сейчас на языке психологии. С убеждениями можно работать и даже их можно оспаривать, в отличие от голоса Божия. И здесь мне помогла деконструкция деструктивных убеждений – один из методов, который применяется в нарративной практике. Распаковать усвоенную гомофобию и извлечь её из собственного мозга, увидев, что нет, она совсем не «внутренняя», стало первым шагом к освобождению.
Но полная детоксикация от яда этих и многих других книг и в целом от гомофобной идеологии – это бесконечный процесс, который продолжается всю жизнь. Потому что каждый день в этот мир вываливается новая порция гомофобии, и если ослабить внимание и не следить за собственной психогигиеной, эта гомофобия, в своих самых изощрённых формах, будет продолжать подтачивать психическое здоровье и благополучие.
Иногда я вспоминаю притчу про мага, который всю жизнь экспериментировал с разными ядами, а в результате умер от стакана чистой воды. Это не оптимистичная история, но она отражает положение нас всех, кто впитал в себя яд гомофобии. Где-то уже наливается стакан чистой воды.
Телеграм-канал автора: https://t.me/marginalgaynotes
Также на эту тему:
Христианская сексуальная этика и полиамория. Часть 1
Христианская сексуальная этика и полиамория. Часть 2
Следите за нашими новостями!