После бесконечных разговоров о сексуальности, я решил еще раз обратиться к седьмой главе Первого послания Коринфянам. Это — единственное место в Новом Завете, где можно найти какие-то прямые инструкции по сексуальной жизни. Кроме того, они подробно объяснены (в отличие от, например, 1 Римлянам, где упомянут какой-то «противоестественный»секс, и в отличие от 1 Коринфянам, 6 и 1 Тимофею, 1, в котором есть какие-то смутные слова, которые могут иметь какое-то отношение к гомосексуальному поведению).
Христиане, которые верят в патриархальный комплементаризм, часто из дескриптивных писаний (например, «мужчину и женщину сотворил их») делают прескриптивные. Но 1 Коринфянам, 7 отличается. Оно изначально прескриптивно. И это единственные прескриптивные слова о сексе во всем Новом Завете. А еще они предлагают сексуальную этику, которая куда больше соответствует Евангелию, чем «согласие с гетеронормативной гендерной бинарностью».
Конечно, сначала нам приходится столкнуться с тем, что и Иисус, и Павел считали, что целибат — это более высокое призвание, чем брак. Павел открыто говорит, что его учение о браке — «позволение, а не повеление», потому что хочет, чтобы все воздерживались, как и он (1 Кор 7:6). Он говорит: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7:8-9).
Тут подразумевается, что те, кто не воздерживаются, занимаются сексом вне брака. Почему Павел считает это проблемой? Потому что от этого они «разжигаются». Заметьте: аргументы Павла прагматичны. Он не говорит, что секс вне брака — невыносимо мерзкое и позорное занятие, которое высмеивает Бога, из-за которого вы перестаете быть христианином, потому что не соблюдаете правила. Он просто говорит, что «лучше» ограничить сексуальную интимность браком. Сообщество, в котором все спят со всеми, вскоре начнет «разжигаться», и все окончится разрушительной драмой. Как много общин со свободной любовью сохранились до наших дней? Вне зависимости от того, считаете ли вы, что секс должен быть ограничен браком, я надеюсь, что вы понимаете прагматичные аргументы Павла. Я участвовал в случайных сексуальных связях, которые разрушали сообщества. Думаю, я понимаю, о чем говорит Павел.
Основное содержание 1 Коринфянам, 7 — это попытки Павла объяснить, почему воздерживаться лучше всего. Нужно учитывать, что Павел верит: конец света вот-вот наступит, и пишет, исходя из этого. Но если отбросить страх апокалипсиса, то мы обнаружим три главных посыла сексуальной этики, которые можно и через две тысячи лет перенести в наш контекст.
1. «Я хочу, чтобы были без забот» (стих 32). Павел объясняет, что из-за сексуальной интимности люди начинают «заботиться о мирском», а не сосредотачиваются на «Господнем». Конечно, в неправильных условиях секс развивает множество тревог. Многие тревоги нашего времени созданы «монетизацией» секса в маркетинге: девочки-подростки заботятся о своем размере, мальчики-подростки думают, что не станут мужчинами, пока не займутся сексом с женщиной. Любая форма секса, которая подкрепляет наши тревоги, нездорова и нечестива.
2. «Я говорю это ради вашего блага, а не для того, чтобы наложить на вас ограничения, скорее ради порядка…» (стих 35). Порядок. Другими словами, Павел вновь повторяет, что беспорядочные сексуальные связи вредят общине. Секс — это не частное взаимодействие двух людей. Он неизбежно влияет на остальное сообщество. И неважно, кто это — сосед по комнате в общежитии, который не может сделать домашнюю работу, потому что у тебя опять галстук на двери, или друг, который встречался с кем-то, с кем сейчас ты, и они плохо расстались. Я говорю это не чтобы показать, что секс — это плохо, а отношения никогда не должны быть сложными. Я прошу вас признать, что сексуальные отношения влияют не только на непосредственно вовлеченных, и потому хорошо бы думать о «порядке» в сообществе.
3. «Непрестанное служение Господу» (стих 35). Это — самый сложный критерий сексуальной этики Павла. Нам как христианам приходится думать о том, как то, что мы делаем с нашими телами, влияет на нашу связь с Богом. Конечно, критически важен базовый принцип: секс должен происходить по полному взаимному согласию между двумя людьми и на равных. Но если мы думаем о духовном росте, этого недостаточно. Если моя цель — это единение с Христом, то все, что я делаю, включая секс, должно вести к этой цели. А секс может к ней вести! Полное отсутствие заботы о себе и принятие любых сексуальных практик может привести нас к большему познанию Бога, и это замечательно. Но если мы плохо используем наши тела, они портятся и теряют возможность прикоснуться к божественному. А если вы никогда не прикасались, то и не поймете, что потеряли.
Свобода от тревоги, порядок и служение Господу. Любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу. Это — основание сексуальной этики, которая не требует, чтобы людей запихивали в узкие коробочки. Это — этика, в которой разнообразие не демонизируется. Когда мы основываемся на этих критериях, мы достигаем куда более глубокой святости. Она основана на аскетическом мистицизме, а не на нравственном легализме. На основании этих трех критериев я не могу осудить сексуальные или гендерные различия. Скорее, я бы советовал людям лучше разбираться в своей идентичности, чтобы жить жизнью без забот, поддерживая порядок и служа Господу.
Мне как пастору кажется, что совершенно бесполезно осуждать какие-то формы сексуальности без привязки к реальности. Я пришел к тому, что путь к святости лежит через аскетический мистицизм. В одной из притч Иисус сказал, что Царство Божие подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Матфей 13:44). Это описывает мой опыт с аскетическим мистицизмом.
Так что я бы скорее помогал своим ученикам узнавать о духовных практиках, в которых они могут прикоснуться к Богу, и давал им понять, как это прикосновение влияет на все остальное. Что же до секса, то я учу рассматривать три критерия Павла и постоянно искать Божьей мудрости через молитвы. А если у вас не получается, то знайте, что милосердный Бог просто хочет, чтобы мы полностью познали радость его любви.
По материалам Patheos
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!