Гетеросексуальные люди часто задают вопросы гей-парам — в том числе и нам: кто убирает? Кто готовит? Кто будет сидеть дома, если вы решите завести детей?
Строго говоря, все их вопросы сводятся к одному: кто из вас жена?
Нам не доводилось слышать этого вопроса напрямую, но многие наши друзья сталкивались с ним. На этот вопрос невозможно ответить, потому что он в корне неверен — он основан на неверных предположениях, которые пытаются втиснуть однополые отношения в патриархальную модель. Вместо того, чтобы пытаться объяснить людям «кто жена», мы предпочитаем считать такие вопросы поводом обсудить гендерные роли, комплементаризм и способы, которыми любой брак и партнерство может отойти от социальных установок и правил, которые основаны исключительно на гендере.
Одна из главных причин, по которой христиане выступают против однополых браков, заключается в том, что такие партнерства отрицают гендерный комплементаризм. Комплементаризм в религии — идея, что Бог создал мужчин и женщин принципиально разными, и вместе они дополняют друг друга. Возможно, есть какая-то доля правды в том, что мужчины и женщины думают по-разному, возможно — нет. В любом случае, выводы, которые делают из этой идеи, приводит к бесконечному насилию и угнетению — гетеросексуальных женщин в больше степени, чем геев. Идея комплементарности брака выражается в иерархичности, в том, что мужчина — лидер, «глава семьи», а женщина следует и помогает. Тем, кто владеет английским, предлагаем посмотреть получасовую лекцию о комплементаризме от библеиста Джеймса Браунсона (James Brownson).
Когда в брак (или партнерство) вступают двое мужчин или двое женщин, многие христиане не могут вместить это в свои головы, потому что однополые пары не втискиваются в роли, которые, по предположению этих христиан, установлены Библией. В голове этих критиков в паре есть «мужская» роль и «женская» роль, даже если гендеры людей в паре не совпадают с этими ролями. Отсюда и вопрос о том, кто жена. Деконструкция такой системы — это слишком сложно и слишком много для некоторых людей. Но то, что кому-то сложно что-то понять, не значит, что мы должны от этого отказываться. Многие притчи Иисуса было сложно переварить; то, что идея противоречит чьим-то взглядом — не повод ее отбрасывать, а скорее возможность заново оценить свое понимание Бога и природу Его любви.
Отчасти мы и любим гомосексуальные отношения за то, что гендерные роли к ним неприменимы. Мы не ждем, что другой станет добытчиком или сосредоточит свою жизнь только на воспитании детей. Вместо этого, мы помогаем друг другу, используя наши данные Богом навыки и способности, чтобы построить функциональные, уникальные отношения, которые лучше всего для нас двоих. Константино ненавидит стирку, поэтому стирает Дэвид. Дэвид не лдюбит мыть посуду, поэтому чаще всего ее моет Константино — но не всегда. Сейчас Дэвид пишет книгу, и Константино согласился в это время зарабатывать деньги для двоих — но это изменится со временем, когда обстоятельства станут другими.
Нам не кажется, что в Библии есть какое-то основание для навязанных гендерных ролей — в том числе и для гетеросексуальных пар. Когда мы читаем Послания Павла о роли женщины в семье и в церкви, мы должны в первую очередь понять, обязывает ли нас это к чему-то или просто описывает мнение Павла. Еще, если мы серьезно подходим к Библии, мы должны задать вопрос: что делают авторы? Они описывают мир таким, каким его видят или описывают то, каким они хотят видеть мир?
Когда мы смотрим на Писание как на единое целое, изучаем способы, которыми Бог постоянно меняет мир, становится понятно: мы идем к миру, в котором «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины». И в этом контексте понятно, что стихи Библии о патриархальной модели брака описывают, как мир был устроен, но не то, как он должен быть устроен.
Так что если кто-то спросит: «Кто из вас жена?», быстрый ответ — никто. У нас есть собственные уникальные роли, которые отвергают патриархальные гендерные нормы. Мы оба выполняем обязанности «мужа». Мы оба выполняем обязанности «жены». Мы делаем то же, что и все остальные пары, но собственным, уникальным способом.
По материалам Patheos
Авторы: Дэвид и Константино Калаф (David and Constantino Khalaf)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: