tolstoiВ 1847 году девятнадцатилетний граф Лев Николаевич Толстой по причине недуга пребывал в Казанском госпитале. Там он познакомился с буддийским монахом, на которого в пути напал разбойник, ограбил его и нанес ему ранения. При более подробных расспросах, Толстой к своему удивлению узнал, что монах, следуя принципам буддизма, не оказал грабителю сопротивления, а, закрыв глаза и читая молитву, спокойно ждал смерти. От буддийского монаха он впервые узнает о принципах закона «ахмисы» (ненасилия).

“Эта встреча произвела сильное впечатление на душу Толстого, и пробудило в нем глубокое уважение перед мудростью жителей востока”, — писал об этой встрече биограф Л.Н.Толстого, П.Бирюков, а Р.Роллан связывает с этой встречей поступление молодого графа на факультет восточных языков Казанского университета.

Многие деятели науки и культуры внесли огромный вклад в развитие буддологии в России. В ряду этих интеллектуалов особо выделяется колоссальная фигура великого гения русской и мировой литературы Л.Н.Толстого.

Он был автором переводов более сотни буддийских притч и сказаний. В 1905 году вышел его краткий очерк о жизни Будды “Сиддхардха Гаутама, прозванный Буддой”, которая заинтересовала многих современников писателя, несмотря на то, что увидела свет в преддверии революции.

Но Толстой на этом не остановился. Он вызвался руководить написанием книги о Будде и составил план на 22(!) главы. Выходу книги помешала лишь смерть писателя. Так же известно, что он готовил к публикации серию брошюр о философах и философии Индии.

Толстого очень интересовала буддийская философия. В личной библиотеке писателя сохранилось множество книг о буддизме самых разных авторов. Он специально выписывал журналы из Индии. Вел переписку с Махатмой Ганди, основавшим «сатьяграху» — учение о ненасилии, близкое по принципам с учением Толстого.

Принципы любви и сострадания настолько затронули писателя, что в 1910 году он становится вегетарианцем! Толстой неоднократно выражал надежду на то, что лет через восемьдесят все люди станут вегетарианцами, и что на поедание любого вида мяса будут смотреть с таким же отвращением, как и на людоедство.

Вскоре к Толстому присоединились его дочери. Татьяна Львовна и Мария Львовна не только активно помогали пропагандировать основы этого учения. Татьяна Львовна составила сборник, который назывался “Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве”.

В конце концов, многие стороны буддизма стали составной частью философии Толстого. Влияние буддизма на толстовское учение факт общепризнанный и в то же время малоизвестный. Об этом писали такие исследователи философии и творчества Л.Н.Толстого, как В.В. Звеньковский, И.А.Бунин, А.М.Пятигорский, М.К. Мамардашвили и др.

Он создал свое учение о любви, сострадании, об отрицании всех форм насилия, о неприемлемости пресечения зла – злом.

Но народы России были обречены на незнание философии Толстого. Сначала его демократическое учение затронуло интересы царя. По указанию имперского Министерства внутренних дел, Толстого запретили чествовать как общественного деятеля, но только как гениального писателя. Затем, по постановлению Синода, он был отлучен от православной Церкви, хотя Толстой до конца своих дней называл себя христианином.

И при коммунистической власти учение Толстого – «юродивая проповедь о непротивлении злу насилием!», как говорил Ленин, подверглось гонениям.

Толстой числился гениальным художником с мировым именем, но при всем том рассадником заразы, “толстовщины”. Толстой – деятель — был искоренен и забыт, «ибо светлый образ его был подпачкан проповедью одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религией!», утверждал Ленин.

Работы Толстого по буддизму теперь можно найти разве только в его полном собрании сочинений, изданным смехотворным тиражом в 5 тысяч экземпляров на весь великий Советский Союз(!), несмотря на миллионные тиражи его романов.

Арши Чонгонов — гецул, студент монастырского университета «Дрепунг Гоманг» www.buddhisminkalmykia.ru