Посещающие церковь и поддерживающие однополые браки христиане больше склонны считать, что порнография, внебрачное сожительство, случайные связи, супружеские измены, шведские семьи и аборты приемлемы. Разумно предположить, что такая снисходительность и терпимость будет усиливаться.
Протестантские конфессии основного направления все чаще считают приемлемым посвящение в духовный сан гомосексуалистов и публично одобряют однополые союзы, и я как социолог хочу понять, что означают такие изменения для приверженцев этих конфессий. Я говорю не о каких-то тонких лингвистических сдвигах. Разница в формулировках «брак это гражданский договор между мужчиной и женщиной» и «брак это уникальные обязательства между двумя людьми» вполне очевидна для тех, кто обращает внимание на церковные документы, но последствия таких изменений для мнений прихожан и для внутреннего состояния их сердца и души редко принимаются во внимание.
Какова сексуальная мораль тех христиан, которые соглашаются с нравственной легитимностью однополых браков? Каковы их нравственные взгляды на отношения между людьми? Некоторые вопросы возникают вполне естественным путем. Означает ли прелюбодеяние одно и то же для однополых и разнополых союзов? Имеет ли смысл говорить в таком контексте о добрачном сексе? Прежде страха забеременеть было достаточно, чтобы напугать влюбленных христиан и заставить их не торопиться с этим делом. Но беременность в однополых союзах это достижение желаемого, а не случайность, и большинство христиан сегодня все равно пользуются контрацептивами.
Встроить гомосексуальные отношения в христианскую систему морали непросто, и этот процесс также имеет последствия для того, что понимается под гетеросексуальными отношениями. Что именно христианские сторонники однополых браков думают о сексе и об отношениях в целом?
Я не спрашиваю о том, какие взгляды на сексуальное поведение должны быть у людей. Я пытаюсь понять, какие мнения высказывают посещающие церковь христиане, у которых есть разногласия относительно однополых браков.
Безусловно, стандарты секса и отношений между людьми у многих христиан уже претерпели изменения. Я не настолько наивен, чтобы полагать, будто одобрение однополых браков это первая значительная перемена, укрепившаяся в их взглядах на секс и отношения. Скорее всего, сексуальная мораль у многих христианских прихожан изменилась уже довольно давно, и признание дозволенности однополых браков это следствие существенных изменений, а не их причина. Идеальной проверкой стали бы опросы прихожан из разных «претерпевающих сдвиги мнений» конфессий, если бы они проводились на протяжении длительного времени (речь идет о пресвитерианской церкви США и о епископальной, англиканской церкви). Тогда можно было бы зафиксировать, что происходит с их личным отношением и мнениями на фоне происходящих вокруг них перемен. Насколько я знаю, этим никто не занимается. На самом деле, провести такую проверку было бы трудно, поскольку сложно предвидеть будущие изменения, которые в свое время кажутся весьма неопределенными.
Я хочу решить гораздо более ограниченную задачу. Я оцениваю набор мнений о сексе и отношениях у тех христиан, которые поддерживают однополые браки и которые выступают против них.
Прежде всего, это касается мнений всех посещающих церковь христиан, которые поддерживают однополые браки. Поскольку сообщество ЛГБТ остается в малочисленном меньшинстве (а в организованных религиозных общинах таких людей еще меньше), будет разумно сделать вывод, что сексуальную мораль, которую исповедуют приветствующие однополые браки общины и отдельные христиане, будут формировать и поддерживать сочувствующие гетеросексуалы. Они находятся и будут находиться в большинстве во всех конгрегациях (а следовательно, их взгляды будут нормой), за исключением Метропольной общинной церкви и, пожалуй, разбросанных конгрегаций Объединенной церкви Христа.
Исследование «Отношения в Америке»
В рамках выполнения этой задачи я полагаюсь на данные исследования «Отношения в Америке» (Relationships in America). Это проект по сбору данных, которым я руководил. В рамках этого проекта в начале 2014 года были опрошены 15738 американцев в возрасте от 18 до 60 лет. Это выборка по всей стране, означающая, что результаты опроса репрезентативны в общенациональном плане. В ходе опроса респондентов просили указать свою степень согласия или несогласия с семью следующими утверждениями.
1. Смотреть порнографические материалы это нормально.
2. Это хорошо, когда думающие о браке пары живут вместе, дабы решить, достаточно ли они подходят друг другу для заключения брачного союза.
3. Это нормально, когда два человека только занимаются сексом и больше ничего друг от друга не ждут.
4. Если у пары есть дети, она должна сохранять брак, если нет физического насилия или дурного обращения.
5. Женатому/замужнему человеку порой позволительно заниматься сексом с кем то еще, кроме супруга/супруги.
6. Это нормально, когда трое и более взрослых живут по согласию вместе, поддерживая сексуальные/романтические отношения.
7. Я поддерживаю право на аборт.
В сексуальной морали и в принципах отношений присутствуют не только эти семь пунктов, но они дают нам возможность понять, как люди воспринимают различные обычаи и отношения. Чтобы этот опрос мнений христиан не стал номинальным, я ограничился лишь теми христианами, которые регулярно ходят в церковь. В данном случае это люди, сообщившие о том, что посещают религиозные службы как минимум три раза в месяц и отождествляют себя с тем или иным христианским вероисповеданием. Кроме того, я ограничился в своем анализе теми, у кого есть определенная позиция — за или против однополых браков. (Я исключил каждого четвертого, кто не определился.)
В интересах сравнения я сообщаю средние показатели по каждому вопросу, используя их как критерий по стране в целом, по геям и лесбиянкам, придерживающимся связей с христианской традицией, а также по геям и лесбиянкам, которые таких связей не придерживаются. Поскольку по этим двум группам нет условия о посещении церкви, меньшинство из христианских геев и лесбиянок, регулярно посещающих церковь, также может появиться в первых двух колонках (доля людей, которые «за» или «решительно за», и доля посещающих церковь христиан, которые против однополых браков).
О чем же говорят цифры? В составленной мною таблице показана процентная доля каждой группы, которая либо «согласна», либо «решительно согласна» с семью вышеперечисленными утверждениями. На первый взгляд, налицо весьма очевидная разница между христианами, которые поддерживают однополые браки и которые выступают против них. Среди тех, кто против однополых браков, в семь с лишним раз меньше людей, считающих, что порнография это нормально. Среди них в три раза меньше тех, кто считает сожительство хорошей идеей, в шесть раз меньше тех, кто считает нормальным секс без обязательств, в пять раз меньше тех, кто считает допустимой измену, в 13 раз меньше тех, для кого не проблема коллективное сожительство, и в шесть раз меньше тех, кто за право на аборт. Ближе всего эти две группы сходятся в вопросе о целесообразности сохранения брака во что бы то ни стало (за исключением случаев дурного обращения).
Воцерковленные христиане, поддерживающие однополые браки, в количественном соотношении выглядят примерно так же, как население в среднем. Это дает ответ на мой изначальный вопрос: какова сексуальная мораль тех христиан, которые за однополые браки? Ответ таков — такая же, как у населения в целом, то есть, такая же, как норма.
Различия здесь все же заметны, но нам надо смотреть на картину в целом. Не более четырех из десяти поддерживающих однополые браки христиан согласились с вышеуказанными заявлениями (за исключением вопроса о детях и о разводе). Этого нельзя сказать об американских христианах, считающих себя геями и лесбиянками. Данная группа явно отличается от тех геев и лесбиянок, которые не отождествляют себя с христианской традицией (атеисты, иудеи, люди нерелигиозные, но духовные, буддисты и так далее).
Я не хочу сказать, что приводимая здесь аргументация это нечто вроде «скользкой дорожки», указывающей на то, что изменение точки зрения по одному пункту непременно влечет за собой изменение по другому. В действительности наши нравственные системы в плане секса и сексуальности напоминают нечто вроде индивидуализированного «набора инструментов», отражающего разные представления о цели секса и важных отношениях (с их этапами), о значении таких вещей как брак и гендерные роли, об основополагающих идеях относительно прав, ценностей и интимности личной жизни. Американцы формируют их во вполне определенных сочетаниях, как конструктор. Но результаты лучше интерпретировать как простую историю социального научения от разных контрольных групп, то есть, категорий людей, которые мы используем в качестве стандарта для сравнения с самими собой, независимо от того, считаем ли мы себя членами такой группы. На самом деле, изменения во мнениях в данной сфере наверное больше связаны с контрольными группами, нежели с какой-то индивидуальной «эволюцией» или с рациональной конструкцией персональных ценностей. Это происходит из-за контрольных групп, в которых обе категории христиан считают себя оторванными от остальных, однако это изначально социальное ощущение.
Христиане считают себя оторванными от остальных — независимо от их взглядов на брак
Регулярно посещающие церковь люди из числа не поддерживающих однополые браки ощущают, что они идут не в ногу с остальными населением в вопросах секса и отношений. (Это подтверждается цифрами.) А христиане, которые за легализацию однополых браков, зачастую подвергаются давлению со стороны тех христиан, которые против таких браков; однако им кажется, что их собственные взгляды на сексуальность отстают от взглядов верующих геев и лесбиянок, из-за которых они убедились в правомерности однополых браков. Это действительно так. А геи и лесбиянки из числа христиан в свою очередь имеют много общего с геями и лесбиянками из числа нехристиан — их социальные круги зачастую пересекаются и накладываются друг на друга. Сексуальные нормы у первой группы не такие терпимые и снисходительные, как у второй, но они все равно выше среднего показателя по стране по степени терпимости и снисходительности. Вторая группа составляет контрольную группу для геев и лесбиянок христиан (вместе с гетеросексуальными христианами, с которыми у них имеется религиозная общность).
Поскольку во взглядах разных групп на сексуальные и романтические отношения имеется существенная разница, о чем свидетельствуют данные опроса, теория контрольной группы (если ее применить здесь) говорит о том, что существующие различия между этими группами воцерковленных христиан сохранятся и в далеком будущем. Даже если та часть американских христиан, которые сегодня против однополых браков, станет более терпимой (а было бы разумно предположить, что именно так и произойдет), христиане, уже сегодня поддерживающие однополые браки, будут двигаться в том же самом направлении к большей терпимости. И судя по цифрам опросов, им еще предстоит преодолеть немалое расстояние.
Об авторе: Марк Регнерус (Mark Regnerus) — автор скандального исследования, которое использовалось как доказательство негативного влияния однополых семей на детей, которые в них воспитываются. Исследование подверглось критике со стороны других учёных, которые усомнились в корректности выбранной методологии и выводов, сделанных автором (примеры критики раз, два). В последствии сам Регнерус выступил с комментарием, что российский законодатель извратил суть его исследования. Регнерус доцент социологического факультета Университета Техаса (University of Texas), штат Остин, и старший научный сотрудник Остинского института изучения семьи и культуры (Austin Institute for the Study of Family and Culture).
Перевод: ИноСМИ. Опубликовано: 18.08.2014
Оригинал публикации: Tracking Christian Sexual Morality in a Same-Sex Marriage Future // The public discourse. Опубликовано: 11.08.2014