C Мишей Черняком — россиянином, христианином, активистом польской группы “Вера и радуга”, объединяющей ЛГБТ-христиан, о вере и сексуальной идентичности, а также об участии ЛГБТ в Днях молодежи в Кракове беседует Маша Макарова.
Маша Макарова: Ты — активист группы «Вера и радуга», которая действует в Польше.
Миша Черняк: Да, эта группа объединяет польских ЛГБТ-христиан. При этом она открытая, в ней нет формального членства и на встречи группы приглашаются все желающие — те, кому интересно общаться, думать и в себе, но также в церковном и общественном дискурсе, совмещать вопросы ЛГБТ и христианской веры. Группе «Вера и радуга» уже 5 лет.
ММ: Эта группа открыта для православных и католиков?
МЧ: 95% активистов группы — это, конечно, католики. Есть совсем немного протестантов и совсем чуть-чуть православных. Но «Вера и радуга» открыта и людям, которые себя ни к какой Церкви не относят. Это достаточно понятно — ЛГБТ-верующие довольно неуютно себя чувствуют в большинстве Церквей. Поэтому очень многие уходят в безвоздушное пространство, куда-то между, в поисках того места, где они могут жить в согласии с собой и Богом, но не нарываясь на неприятности из-за того, что они не согласны с конкретной доктриной.
ММ: А с какими проблемами ЛГБТ-верующие встречаются в Церкви в Польше и России?
МЧ: В России практически нет надежды для ЛГБТ-верующих в официальных Церквях. Есть отдельные священники, которые могут принимать и окормлять их, но никакой надежды на диалог сейчас нет. В Польше немного лучше, потому что в западной христианской традиции существует большее уважение к свободе человека и к тайне его личных отношений с Богом. Гораздо больший процент священников здесь готов разговаривать с ЛГБТ-христианами. Но проблемы, конечно, остаются.
Любой ЛГБТ-верующий в нашей части мира, если он вдруг совершает каминг-аут, в своей церковной среде встречается, мягко говоря, с непониманием. Его часто выгоняют из прихода, делают его жизнь там невозможной, его часто не допускают к причастию. Есть большой спектр проблем у ЛГБТ-семей с детьми, потому что, если гомосексуальная пара каким-то образом согласна с церковным учением и хочет покрестить ребенка, то бывают крупные проблемы. Ребенок, даже по официальному учению Церкви, в этой ситуации ни в чем не виноват перед Богом и должен быть крещен, но у священников очень часто возникают с этим проблемы. Возникают проблемы и с погребением по христианским обрядам.
Отдельные сложности у транссексуальных, трансгендерных людей, потому что, например, в Православной Церкви трансгендерному человеку может быть тяжело перед Причастием назвать свое имя — оно, в основном, меняется после коррекции пола. И человек в этой церковной ситуации является раздвоенным — он должен либо послушаться Церковь, но идти против себя, либо пытаться ситуацию решить. ЛГБТ и церковность — это всегда непросто.
ММ: Насколько сама Церковь осознает, что ЛГБТ-христиане находятся внутри нее, а не снаружи?
МЧ: Церковь с этим потихоньку смиряется, хотя ей, конечно, сложно. Это очень большой организм, у нее нет единого мнения на этот счет. Если мы посмотрим на Католическую Церковь — у Папы Франциска может быть свое мнение, а у епископов на местах, в том числе в Польше, свое. Папа Франциск очень много меняет в том, как говорится о проблематике ЛГБТ в Церкви, но самого учения он не меняет. Мы благодарны ему за то, что он говорит по-человечески и поддерживает ЛГБТ-христиан. Польша — очень консервативная страна, которая не столкнулась массово с явлением верующих ЛГБТ потому, что люди сидят по углам и боятся. Или же не боятся, но тогда уходят из Церкви, потому что осознают, что им придется столкнуться с множеством проблем, а никому не хочется быть битым.
ММ: Ты сказал, что Православная Церковь намного тяжелее преодолевает свое отношение к ЛГБТ-верующим. Тем не менее ты являешься автором открытого письма к Собору Православной Церкви, который в июне состоялся на Крите. Письмо написано от имени ЛГБТ-христиан, которые хотят быть услышанными. Был ли услышан ваш голос Православной Церковью?
МЧ: Да, это письмо было написано, прежде всего, от имени православных ЛГБТ. Первое, о чем мы просили иерархов Церкви, — заметить, что мы существуем внутри Церкви, что мы не абстрактный внешний враг, внешние ЛГБТ-активисты.
Православная Церковь также очень неоднородна — этот единый организм состоит из 14 поместных Церквей. Мы разговаривали на Крите, где проходил Собор, с некоторыми церковными представителями, и они говорили, что это письмо важное и даже смиренное. Мы начинаем развивать диалог. И я думаю, что плоды будут, но письмо важно, прежде всего, сами фактом своего появления.
Да, это письмо есть, оно призывает их задуматься, услышать, поговорить с нами, выслушать наши истории. И они этим, я считаю, неминуемо займутся — вопрос только в том, все ли и в какой части мира. Православная Церковь в США или Финляндии — это не то же самое, что православие в Грузии или России. И это связано с общественными проблемами — Церковь отражает ситуацию в обществе.
ММ: Это письмо помогло кому-то найти путь сосуществования своей сексуальности и веры?
МЧ: После публикации письма ко мне обращалось много людей. Есть люди, которые говорят, что им важно было услышать этот голос — они думали, что в одиночку борются с эти вызовом — быть ЛГБТ-христианином, а оказывается, что нет. Вообще некоторые впервые узнали, что они знакомы с геем — что было довольно удивительно. Многие впервые узнали, что существуют ЛГБТ-верующие. Это для многих откровение.
Вывод ситуации из мрака в свет, открытый разговор об этом — это уже многое дает. Он легитимизирует сам термин ЛГБТ, потому что в православном контексте это слово функционирует мало. Обычно ругаются словами типа «содомиты». А тут мы вводим сокращение, которого люди зря боятся — они думают, что это масштабное мировое движение, жидомассонское лобби. На самом деле, это просто общность людей, которая в силу своих особенностей вместе, но единой повестки дня у нее нет, она состоит из множества организаций и групп с разными стратегиями и видениями. Мы объясняем, что такое ЛГБТ, что это за люди, чем мы живем, какие про нас существуют мифы. Я думаю, что мы подталкиваем людей к самообразованию и расширению горизонтов.
ММ: «Вера и радуга» в Кракове на Всемирных днях молодежи организует Пристань для ЛГБТ-паломников. В чем идея этого проекта?
МЧ: В Кракове проходит огромный фестиваль верующей молодежи. На него съезжаются до нескольких миллионов человек. Статистика — вещь неумолимая. Среди двух миллионов человек обязательно будут ЛГБТ. Они могут быть открытыми ЛГБТ или нет. Могут бороться с собой, могут не подозревать о своей идентичности. У них могут быть вопросы. Мы адресуем нашу Пристань для ЛГБТ-паломников всем этим категориям верующих, но также не ЛГБТ — христианам, которые приехали на этот праздник. Мы приглашаем всех прийти к нам. У нас проходят открытые дискуссии, кинопоказы, выставка. Есть также возможность личного разговора со священником или мирянами, с психологами и с ЛГБТ-верующими. Можно поговорить, поделиться своими сомнениями. Сделать это уважительно и безопасно — это важная возможность. ЛГБТ-верующие нуждаются в таком контексте, когда они в меньшинстве. Важна возможность быть собой, не оглядываясь по сторонам, не прикидываясь, не задумываясь о реакции окружающих. Пристань — это место, чтобы переживать свои отношения с Богом среди тех, кто к тебе расположен.
ММ: Отличается ли вообще восприятие веры просто христианами и ЛГБТ-христианами? В программе Пристани для ЛГБТ-паломников есть, например, queer-прочтение Библии. В чем это отличие?
МЧ: Мы никогда не общаемся с текстом Библии в той форме, в которой он просто существует. Всегда существуют интерпретации, которые обусловлены нашим багажом, а он формирует нашу оптику. Все фрагменты Библии, которые считаются критическими в отношении ЛГБТ, оспорены современными богословами. Во многих случаях мы их воспринимаем через призму наших культурных табу. А на самом деле это могло для авторов того времени значить что-то совсем другое. К тому же, изменилось наше знание о мире и о человеке. Мы уже считаем нормальным, что Земля круглая. Наши знания о психике и сексуальности человека тоже уже другие. Когда мы читаем Библию глазами ЛГБТ-людей, мы видим, что Христос пришел не к мейнстриму. Он пришел и общался с теми, кого мейнстрим отвергал и презирал, кто не вписывался в границы. А Христос раздвигал границы. Такой взгляд на Христа и на Писание, как на что-то неформатное — это интересно, и мы даем людям возможность такую оптику на себя примерить.
ММ: А где вас можно найти в Кракове?
МЧ: Мы находимся в клубокафе «Ogniwo» в районе Казимеж на ул. Паулиньская 28 (Paulińska 28). Приглашаем всех желающих, также нам можно задавать вопросы через фейсбук, мы будем рады ответить.
Eastbook от 29 июля 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Михаил Черняк: открытое письмо Собору — итог моего пути
- ЛГБТ-христиане поддерживают открытое письмо Собору Православной Церкви
Следите за нашими новостями!