Самая серьезная попытка заново интерпретировать мусульманское мировидение, опираясь на современное философское знание, была предпринята в XX веке поэтом, мыслителем и религиозным деятелем южноазиатского субконтинента Мухаммадом Икбалом (1877–1938).
Выходец из рода кашмирских брахманов, в XVII веке принявших ислам, Мухаммад Икбал получил первоначальное образование в одном из лучших учебных заведений Северной Индии — Правительственном колледже города Лахор, окончив его с золотой медалью и степенью магистра искусств. Позже он продолжил образование в Кембридже, где подготовил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук на тему «Развитие метафизики в Персии», которую успешно защитил в Германии в Гейдельбергском университете и стал таким образом первым мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.
По возвращении в Индию в 1908 году Икбал получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской практикой. Однако главным занятием и делом его жизни становится поэзия. Он приобретает широкое признание и славу как поэт. Всего им было опубликовано 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном языке урду.
В последние годы жизни Икбал активно включается в политическую жизнь страны и выступает за обособление мусульман Индии в отдельное государство, разделяя тем самым идею существования двух наций — индусов и мусульман. Не случайно поэтому Мухаммада Икбала принято называть духовным отцом Пакистана.
Размышляя над судьбами единоверцев, Икбал приходит к выводу о необходимости реформации в исламе наподобие той, которая свершилась в Европе и привела к возникновению протестантизма. Свои лекции на эту тему, прочитанные в 1928–1932 годах в Хайдарабаде, Мадрасе, Алигархе и Лондоне, он редактирует и издает позднее под названием «Реконструкция религиозной мысли в исламе».
«Реконструкция религиозной мысли в исламе» Мухаммада Икбала — самая серьезная попытка осмысления мусульманского духовного наследия с учетом политических и социально-экономических вызовов, предпринятая в начале ХХ века одним из ведущих мусульманских философов нового времени. Критическое осмысление истории религиозно-философской мысли Запада в свете исламских представлений — один из наиболее удачных шагов, предпринятых в этой книге. Икбал, спокойно оперируя цитатами из всех крупнейших западных философов античности и нового времени, разбивает их положения при помощи аятов Священного Корана и хадисов Пророка (с.а.в.). Механическому восприятию жизни, принятому в европейской философской школе, автор противопоставляет религиозный опыт, выводимый из Корана. Совершенство Бога, Абсолютная Истина, динамика времени и, следовательно, жизни, проявляемая Им в Своих творениях, перечеркивают многочисленные абстракции древнегреческих и новоевропейских мыслителей, бесплодно дискутирующих друг с другом много веков подряд. Один из ведущих западных востоковедов Кантвел Смит так выразился о творчестве поэта-философа: «Икбал велик, потому что с высочайшей точностью выразил то, что его единоверцы начинали чувствовать, но не были в состоянии сформулировать. Всякий современный мусульманин, который заговорит о религии, должен начать с того, что оставил Икбал, иначе его не стоит и слушать».
Вместе с тем необходимо четко понимать, что Икбал в некоторые периоды своего творчества являлся, по сути, представителем именно западной научной мысли, так как философское образование он получил в Кембридже и двух университетах Германии; сам он долгое время считал, что «Англия фактически исполняет наши великие обязанности, которые… мы не можем выполнять. А потому… благодаря своему духу Британская империя является величайшей мусульманской империей мира». Пиетет перед Западом пропал у него только к концу жизни, когда он выступил со своим знаменитым предсмертным заявлением о том, что британские колонизаторы «посеяли между народами семена раздора, дабы они пили друг у друга кровь и были усыплены опиумом закрепощенности, тем самым давая возможность империалистическому кровопийце продолжать беспрепятственно высасывать у них кровь». Нынешние события вокруг Индии и Пакистана (Икбала именуют «духовным отцом Пакистана», хотя он в течение долгого времени выступал против раздела Индии) доказывают справедливость этих слов.
Книга адресована всем интересующимся философией; на наш взгляд, она может быть рекомендована в качестве учебного пособия на философских кафедрах российских вузов, ибо,как нам известно, даже в профильном Институте философии РАН отсутствует дисциплина «философия Ислама».
Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Пер. с англ. — М.: Вост. лит., 2002.
Материал опубликован во всероссийской газете «Медина аль-Ислам», № 29 (май 2007)
Источник: IslamRF.
Следите за нашими новостями!