islamПо-видимому, в регионах ислама России происходит аналогичная православным регионам проблема клерикализации.

Оковы для свободы

Авторы: Абдул Маликов , Гапиз Нурмагомедов

Наше общество имеет одно уникальное свойство: если увлекается чем-нибудь, то увлекается безрассудочно, фанатично. Эта мысль относится и к религиозным чувствам: в советскую эпоху имело место сплошное атеистское воспитание, а теперь – в период демократии – все ударились в религию. То есть мы безрассудно блуждаем между двумя крайностями.


Сегодня активно ведется масштабная пропаганда религии через СМИ. Строятся культовые здания, функционируют религиозные учебные заведения, паломничество к святыням набирает темпы. Словом, право на свободу вероисповедания, гарантируемое Конституцией России, полностью обеспечено. Казалось бы, что еще надо?!

Оказывается, кому-то надо. В газете «Настоящее время» (№24 от 26 июня 2009 г.) опубликовано большое интервью с Александром Дугиным под названием «Нам нужна православная империя и шариат-ский Кавказ». Это интервью никак нельзя оставить без внимания потому, что изложенные в нем мысли вызывают обоснованную, на мой взгляд, тревогу за общественную модель республик, в которых проживают российские мусульмане. Установки и идеи интервью ставят под удар сегодняшние наши судьбы и судьбы будущих поколений. Александр Дугин горячо приветствует идею превращения России в теократическую империю, где православию отводится ведущее место, при этом допускается и шариатизация жизненного уклада российских мусульман. Фактически получается, что идет клерикализация личной, общественно-политической и образовательно-творческой жизни российского общества. Следовательно, возникает прямая угроза для демократии, а более адресно – для светскости.

Дугин считает, что для консолидации многоконфессионального российского общества необходимо введение шариатского кодекса на местах комплексного проживания мусульман. Похоже, здесь Дугин не все учитывает или просто не знает, или умышленно упускает многие важные аспекты. Но ни то, ни другое не приносят облегчения. У меня к Дугину есть встречный вопрос: «А уживется ли шариат с православным государством?!». Думаю, нет. Ведь в истории есть примеры подобного рода. Хотя бы Кавказ-ская война первой половины ХIХ века. Или более поздние примеры – две чеченские войны, ярко продемонстрировавшие противостояние радикально-исламской части чеченского общества и демократически настроенного российского общества. И что из этого вышло, мы все хорошо знаем. Тем не менее, как мне представляется, попытки шариатизировать российских мусульман стремительно набирают темпы. Ясно, что это ни к чему хорошему не приведет. Если сегодня жизнь российских мусульман перевести на основы шариата, то, несомненно, в российском обществе сложится большое противостояние (и так мы видим, какая напряженность сегодня на Северном Кавказе), где шариат будет отвергать принципы демократического устройства жизни. Уверен, сегодня большая часть мусульман, вкусивших свободы европейской демократии, не согласится жить по нормам шариата. Сказанное относится и к дагестанцам. Так что сегодня муссировать вопрос о необходимости шариатизации жизни российских мусульман совершенно абсурдно, а более точно – опасно.

В устройстве типа общественной жизни мы не должны возвращаться назад – обязаны двигаться вперед: к прогрессивным принципам жизни. Здесь уместны слова знаменитого английского историка Арнольда Тойнби: «Общество, которое цепляется за изначальные традиции и не стремится к гражданским свободам, обречено на гибель». В России мы должны строить гражданское общество, а не теократическое. А религия, в том числе и шариаты, должна быть сугубо частным делом каждого гражданина. Поэтому навязывать религиозную идеологию всему обществу никак нельзя. А кто хочет жить по законам шариата, то он и сегодня имеет такую возможность. Но один человек не имеет права навязывать свои идеи другому – каждый человек имеет право на выбор образа жизни.

Радетели введения шариата не дают себе отчета в том, что такая политика завершится распадом России. Именно эту цель преследуют религиозные экстремисты, фанатично совершая одно преступление за другим. Если Россия вдруг официально объявит о согласии на внедрение шариата на территориях проживания мусульманского населения, то это серьезно осложнит и так непростую ситуацию.

Между тем сегодня и Россия, и Дагестан имеют демократические конституции – они достаточно защищают гражданские свободы, в том числе и свободу вероисповедания, и атеистическое мировоззрение. Мы, граждане России, должны уважать эти права и грамотно ими пользоваться, не ущемляя права друг друга. Мы, российские граждане, люди с разными мировоззрениями, живем в одном обществе. И от степени нашего взаимопонимания зависит уровень согласия в обществе. Каждый из нас должен мыслить в пределах своего мировоззрения, не задевая других. В этом и заключается подлинная гражданская свобода.

Авторская колонка газеты «Дагестантская правда»