Ребенком я много читал. Больше всего мне нравились книги, герои которых сбегали из дома и жили сами по себе, иногда – вместе с пушистым другом.
Часто эти герои чувствовали, что непохожи на других, что они как будто не от мира сего.
У многих детей бывает такое ощущение, и из него выросло много хороших книг – например, о Гарри Поттере. Становясь старше, я привязывался к героям, которые чувствовали себя изгоями, чувствовали, что они какие-то «не такие».
Иногда это ощущение возникало из-за того, что кто-то из родителей героя сделал что-то плохое, и поэтому ему казалось, что он тоже непременно станет плохим. С другими же случилось что-то плохое, и поэтому они считали, что теперь у них есть какой-то неисправимый дефект, из-за которого они уже никогда не смогут быть хорошими.
Хотя мои родители не были злодеями и ребенком я не переживал никакой особой травмы, меня не оставляло ощущение моей «неправильности». Моя семья посещала церкви, которые не относились к какой-либо деноминации, и в этих церквях любили рассказывать библейские истории. В результате такие персонажи, как Ной, Моисей, Авраам, Иосиф и Мария стали для меня очень реальными. Я помню каждую историю, которую читали, как басню Эзопа, заканчивая ее моралью о том, как следует жить, или о том, как мир стал таким, каким стал.
До некоторой степени я связывал свое внутреннее ощущение неправильности с историей о грехопадении Адама и Евы.
Я думал, что должен чувствовать великое зло, в избавлении от которого мы все нуждаемся, ̶ первородный грех. Я провел много времени думая о том, что чувствовал, но пришел к выводу, что раз Христос пришел избавить нас от греха, то в конце концов он спасет и меня. Я думал, что спасение поможет мне почувствовать себя хорошо ̶ и духовно, и физически!
В 15 лет я совершил каминаут как гей в школе, потом учился в колледже и семинарии — в магистратуре по Ветхому завету. В эти годы я наконец нашел термины, которые описывали мои ощущения точнее, чем «чувствовать себя не так» или «чувствовать себя хорошо».
Теперь я понимаю: то, что ребенком я чувствовал свое несоответствие, потому что мое взрослеющее тело выглядело не так, как я этого ожидал, и радость, которую я испытал в 10-летнем возрасте, когда коротко постригся и ко мне стали обращаться как к «приятному молодому человеку», было на самом деле частью очень духовного призвания.
Многие ЛГБТ, особенно те, что выросли в неподдерживающих религиозных сообществах, испытывали похожее чувство стыда за себя.
Брене Браун, известная исследовательница стыда, говорит, что стыд – это «очень болезненное ощущение того, что мы недостойны любви и жизни среди других людей». Далее она объясняет разницу между стыдом и виной: вина – это чувство по поводу того, что мы сделали, а стыд – чувство по поводу того, кто мы есть.
Ребенком я ошибался, и моя ошибка была в том, что я смешивал свои чувства по поводу моего гендера (и сопровождающий их внутренний стыд) с богословскими концепциями греха и вины. Это смешение привело к тому, что я чувствовал себя недостойным любви, даже любви Бога.
Правда в том, что стыд и любовь никогда не могут идти рука об руку. Бог призывает каждого из нас жить и процветать среди людей, потому что мы созданы для этого. В то время как вина помогает нам двигаться навстречу друг другу, призывая нас к покаянию, стыд отдаляет нас друг от друга, отдаляет нас от нашей истинной сущности и от Бога.
Мы можем испытывать вину за свой поступок, и тогда мы идем к Богу и нашим братьям и сестрам по вере, чтобы попросить у них прощения, но мы никогда не должны испытывать стыд за то, кем Бог призывает нас стать.
Я нахожу утешение в библейских историях о людях, некогда изгнанных, но позднее с любовью принятых общиной.
Проживая свою историю становления, теперь я смотрю на таких библейских персонажей, как Руфь, Раав, Закхей и эфиопский евнух, как на источник силы. Своей смелостью я также обязан ЛГБТ-верующим, которые пошли дальше меня, включая тех, кто помог мне прочесть библейские тексты сквозь призму любви и принятия, и кто создал целый жанр квир-теологии.
Больше всего я благодарен Богу за то, что он вытащил меня из моей ограниченности, глубин стыда и изоляции и дал мне новую жизнь, в которой я могу сказать, и вслух и про себя, что счастлив быть тем, кто я есть, – трансгендерным христианином.
Хотя быть по-настоящему собой и позволить себя любить иногда трудно, именно к такой жизни призывает нас Бог – к жизни, проживаемой в подлинности и вместе с другими.
Источник: Believe Out Loud от 18 августа 2014 года
Перевод: Анастасия Иванова, специально для Nuntiare.org