Диалог цивилизаций – не академическая тема, но практический и жизненный вопрос для большинства человеческих сообществ. В особенности тех из них, кто существует и сосуществует исторически на протяжении многих веков и даже тысячелетий. И очень важно сегодня не увести эту проблематику на высоты научных дискуссий, но попытаться сформулировать идеи и принципы такого диалога в понятных и доступных формах.
Именно такая попытка делается в небольшой книге египетского общественного деятеля Миляда Ханна «Принятие другого». Имя этого деятеля знают хорошо на родине и во многих странах мира, но в России оно относится скорее к «широко известным в узких кругах». И в этой связи представляется крайне интересной инициатива нового издательства «Центр гуманитарного сотрудничества», возглавляемого российско-египетской журналисткой и переводчицей Моной Халиль, издающего на русском языке произведения современной египетской литературы, в рамках которой и появилась эта книга. Ведь для абсолютного большинства россиян Египет – это фараоны, пирамиды и курорты Хургада и Шарм аш-Шейх. А, между тем, общественная жизнь и современная история этой страны не менее интересны чем то, что происходит в странах – традиционных культурных центрах Запада.
Миляду Ханне 88 лет, он выходец из среды христиан-коптов. Будучи по образованию специалистом по городскому планированию, он много времени отдает общественной деятельности. Он известен в Египте как активный защитник прав бедных на жилище, а такжеоднозначным неприятием организации «Братьев-мусульман» и их идеологии.
Ключевая идея размышлений Ханны о необходимости диалога заключается в том, что человек по природе своей — существо социальное, и принятие другого, диалог с носителями другой культуры и веры, является жизненной необходимостью. По мнению автора, такое положение вещей может возникнуть только в обществе, основанном на принципах демократического социализма, ибо там, где в той или иной степени делается ставка на тоталитаризм, обязательно возникает противопоставление религий, обоснование принципа превосходства одной из них над другой.
В качестве образца такого сосуществования и взаимодействия Миляд Ханна приводит Египет, где, по его мнению, установился принцип принятия другого и сотрудничества религий. Основанием этому автор видит в том, что, как ислам, так и коптское христианство, точнее их последователи, осознают свою связь с тысячелетней историей и культурой Египта. И традиционный египетский ислам более толерантен, чем в других арабских странах. Как пишет автор, «у египетского ислама суннитское лицо, шиитская кровь, коптское сердце и фараоновский скелет» (с.87). В целом можно согласиться, что это именно так, однако автор все же не избежал определенной идеализации. Пусть и не постоянно, и не на уровне элит (к которым принадлежит автор книги), но христианско-мусульманские проблемы в Египте нет-нет, да и проявят себя. Кроме того, необходимо вспомнить, что организация «Братьев-мусульман» возникла именно в Египте и влияние ее сегодня даже несколько возрастает.
Значительное место в книге отводится роли религии вообще и авраамических вероучений в частности, с точки зрения, прежде всего, их идеологических функций. Нужно учитывать, что автор – не теолог и не религиовед, и к тому же человек достаточно секулярный и мало практикующий, поэтому его взгляды на религиозные проблемы могут кому-то показаться необоснованными и в чем-то даже профанными. Миляд Ханна полагает, что влияние иудаизма на христианство и ислам является исторически определяющим, несмотря на то, что в численном отношений он своим дочерним религиям сильно уступает. В то же время на формирование иудаизма как религиозной системы, по мнению автора, повлиял древнеегипетский монотеизм фараона Эхнатона. Все религии в процессе своего исторического развития прошли череду расколов и разделений. Этого не избежали ни христианство, ни ислам. Только если христиане обозначают эти разногласия именно как теолого-догматические, то мусульмане называют их правовыми. По сути дела в современном мире и христианство, и ислам в разных странах и культурах приобрели очень значительные и различающие их черты. Различие между религиями, пишет Миляд Ханна, появляется тогда, «как только религия трансформируется из Божественного послания в систему управления государством» (c. 83), и различные толкования законников и теологов начинают затмевать, а то и подменять собой основополагающий текст религии. Автор честно отмечает значимость, но одновременно и слабые места того явления, которое принято называть диалогом цивилизаций: «Так называемый диалог религий ведется уже много лет. Представители различных конфессий встречаются с целью установления взаимных доверительных отношений или сближения, необходимого сторонам для смягчения конфликтов, накопившихся за долгую историю. Как правило, подобные встречи заканчиваются без конкретных результатов и четких заявлений, которые раз и навсегда могли бы разрешить конфликты или, по крайней мере, выработать механизмы, способствующие их разрешению» (с. 89). Межрелигиозному миру в авраамической семье мешают, по мнению автора, во-первых, исторически накопившиеся и многочисленные негативные стереотипы, а, во-вторых, то объективное обстоятельство, что каждая из этих религий претендует на монопольную истину и верховенство по отношению к остальным.
На наш взгляд, книга Миляда Ханны будет очень полезной читателю, никак не связанному ни с исламом, ни с востоковедением, ибо она в сжатой и понятной форме представляет одну из тенденций мыслительного процесса, имеющего место на современном арабо-мусульманском востоке. И это, пусть в небольшой степени и косвенно, но может способствовать преодолению тех стереотипов, на которые указывает автор книги, и развитию у людей демократического и толерантного сознания, включающего в себя и столь нужное «признание другого».
Миляд Ханна. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО. – М., Центр гуманитарного сотрудничества, 2007,. 111 с., Тир. 1000 экз. ISBN 978-5-903658-01-5
Источник: Портал Credo.ru.