В то самое время, когда англиканская и католическая церкви поражены глубокими расколами, большое число людей Великобритании, целыми группами (чего не было ранее), принимают Ислам. Большинство из них — женщины. Растущий процент принимающих Ислам подтверждает предположение, что в ближайшем будущем Ислам станет важной, могучей религиозной силой в Великобритании. В этой связи Роз Кендрайк, преподаватель религии и автор учебника по учению Корана, отмечает: «В течение двадцати ближайших лет число британцев, принявших Ислам, будет равно числу мусульман- эмигрантов, привнесших эту религию в страну, а, может быть, и превзойдет его».
Действительно, Ислам — это мировое вероучение. Никто не может утверждать, что развивается только Ислам; однако именно это учение быстро распространяется в Европе и Америке.
Число вставших на новый для себя путь увеличивается несмотря на то, что западная пресса нередко представляет Ислам в негативном свете, особенно после опубликования известной книги Салмана Рушди, войны в Персидском заливе и бедствий, обрушившихся на мусульман Боснии и Герцеговины. Удивительно то, что большая часть британцев, принимающих Ислам, — женщины. И это — невзирая на широко распространенное на Западе мнение о дурном обращении в Исламе с ними. В США число женщин, принявших Ислам, в 4 раза превышает число мужчин. Что касается Великобритании, то в каждых 10-20 тысячах вновь принявших Ислам женщины составляют подавляющее большинство; мусульманская же община в целом достигает 1-1,5 миллиона человек. Большинство принявших Ислам в Великобритании представляют «средний» класс. Среди мусульман — сын и дочь судьи Скотта, т.е. того человека, который расследует факты оснащения Ирана оружием со стороны Великобритании.
Обряды принятия Ислама, проводимые Исламским вакуфным фондом в Лиэстре, показывают, что возраст вновь обращенных в Ислам колеблется между 30-50 годами. Руководители Движения мусульманской молодежи говорят о процессе «исламизации» учащейся молодежи и росте внимания к идеям Ислама.
Свидетельство идущей по праведному пути
Илийя Хаири — врач-психиатр, американка по происхождению, принявшая Ислам 15 лет назад, отмечает: «Ныне свет Ислама распространяется на Западе. Это то, о чем сообщал 15 веков назад пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)!». Далее Илийя Хаири добавляет: «Люди на Западе принимают Ислам с открытыми глазами, не соблюдая все восточные традиции. Они сторонятся многого, что считается ошибочным в области культуры». Некоторые на Западе указывают, что расширение изучения сравнительной теологии активизировало процесс принятия Исламской веры.
Оказалось, что английская пресса, публиковавшая, по мнению мусульман, плохие газетные материалы по Исламу, …способствовала тем самым привлечению людей на сторону Ислама.
На Западе людям понравился Ислам и обеспечиваемые им порядок и спокойствие после того, как они потеряли всякие надежды на свое общество, страдающее от повышенного уровня преступности, крушения семейных уз, распространения алкоголизма и употребления наркотиков. Среди принявших Ислам много таких, кто ранее исповедовал христианство; их надежды на исправление положения в Церкви не оправдались, они не удовлетворены такими понятиями, как «святая Троица» или «обожествление Иисуса Христа». Есть и другие: это — идеалисты, которые, не занимаясь поисками другой религии, нашли для себя не противодействие, а соблазн и привлекательность в мистических созерцаниях, которые, по их представлению, являются «жемчужиной в раковине благополучия».
Религия преуспевания и терпения
Сам акт принятия Ислама очень прост, ибо для него требуется, чтобы желающий принять Ислам очистился, надел чистую одежду, предстал перед несколькими свидетелями и произнес шахаду — свое личное свидетельство. Однако во многих случаях прием Ислама не лишен некоторых трудностей. Так, Батоль Таоана, принявшая Ислам 14 лет назад, отмечает: «Принявшие Ислам должны привыкнуть к определенной внутренней изолированности, налагаемой на них семьями». Она добавляет: «Существует большая боязнь и опасение. Причина этого — оскорбления дискриминационного характера, особенно в адрес женщин — тех из них, которые носят паранджу. Например, вот этот кусок материи может вызвать у многих враждебные чувства и идейные нападки».
Часто новые мусульмане подчеркивают, что польза, получаемая ими от Ислама, намного выше тех невзгод, которые он может вызвать. Они испытывают большие трудности и страдания, когда слышат — и корректируют! — ошибочные представления о своем вероучении. Они также говорят, что в большинстве случаев так называемые «преувеличения» являются характерной чертой представлений об Исламе, что свойственно «привычке» с политической подоплекой, но что не приветствуется Кораном.
Институт женщин-мусульманок
Новые мусульманки весьма активны в своей деятельности в Институте женщин-мусульманок. Данный Институт является центральным учреждением, основанным в 1990 году. Его цели: повышение политического сознания женщин, критика ошибочных представлений западных оппонентов и эмигрантских меньшинств относительно подлинного места, определяемого Исламом для женщин. Эта тема является предметом широкой и серьезной дискуссии. Для многих на Западе понятие «женщина-мусульманка» означает или домохозяйку, прочно привязанную к плите, или скрывающую свои глаза за чадрой, или готовую родить шесть близнецов и т.д. В ярких, отпечатанных на глянцевой бумаге журналах для женщин публикуются различные истории о женщинах-мусульманках, которые, якобы, совершили «преступления чести», «делают себе обрезание», устанавливают связи, противоречащие в большинстве случаев Исламскому учению. Возможность принять Ислам, как здоровый выбор, — как утверждают некоторые журналы, — поддается следующему объяснению: «Женщины, принявшие Ислам, либо подверглись операции по промыванию мозгов, либо потеряли рассудок и изменили своему полу».
Однако женщины-мусульманки решительно отвергают подобные обвинения. Большинство англичанок- мусульманок получили образование. Десятки из них находятся в зрелом возрасте, являются штатными преподавателями, решительно проводят грань между подлинно Исламской линией поведения и всем унаследованным и «культурными» откликами, которые уже наскучили некоторым из них. Ко всему этому женщины добавляют: «Притеснение женщины — это политическая проблема, это — не вопрос религиозной принадлежности».
В интервью, взятом журналом «Ванити Феар» у Фатимы Марниси, известной в Марокко женщины-ученого, специалиста по вопросам Ислама, сказано: «В Коране есть сотни аятов (откровений), поддерживающих права женщины». А Хасана, принявшая Ислам в 1988 г. после своего отхода от протестантизма, защищает ношение чадры. Она заявляет: «Чадра помогает тебе ощущать отрешенность от всех и личную безопасность, что повышает уверенность в себе. Когда надеваешь на голову чадру, чувствуешь, что ты свободно можешь делать все, что хочешь».
Вероятно, наличие в Исламе двух миров — мира мужчин и мира женщин — привлекает к нему внимание жителей Запада: многие на Западе рассматривают эти два мира в качестве одного из видов дискриминации. Однако мусульмане говорят, что альтернатива этому предполагает немыслимые требования. Мусульмане знают, что значит эмансипация на западный манер: это, собственно, копирование мужчин женщинами, работа по определенной профессии, когда женщина теряет свое подлинное первоначальное предназначение.
Гай Итон, служащий справочного бюро в мечети «Регент Пэк» (центральная лондонская мечеть), принявший Ислам 40 лет назад после окончания службы по дипломатической линии, отмечает: «Каковы бы ни были половые отношения (относится ли это к мужчинам или женщинам) в Исламском мире, женщине оказывается такое уважение, какого не знает современный мир. Я полагаю, что это проистекает из чувства почтения и боязни, с каким смотрит Ислам на личность женщины, как уважаемой и высокочтимой матери».
Большинство восточных женщин испытывает чувство удовлетворения различием ролей, выполняемых мужчинами и женщинами, ибо такое положение гарантирует им место и властвование в особой сфере: дома, в семье, да и в обществе. Например, в Иране женщины получают государственные пособия по уходу за грудными детьми (когда кормят своей грудью). Нурийа (36 лет, приняла Ислам в 1974 г. после того, как в корзине забытых вещей обнаружила несколько написанных коранических аятов) говорит: «В последнее время по британскому телевидению была показана дискуссия по вопросу о праве женщины сохранять свою фамилию после замужества. Но ведь женщины-мусульманки получили такое право еще 1400 лет назад. Были также урегулированы вопросы, касающиеся собственности, детей, наследства. Решение этих вопросов отвечало интересам женщин». Нурийа (она замужем за египтянином, имеет пять детей) добавляет: «Могу вам сказать, что мужчины — всего лишь гости у себя дома. Мой муж, например, спрашивает у меня разрешения, прежде чем привести какого-либо мужчину домой: мой дом — мое королевство».
Женщина в условиях западной и Исламской систем
Многие мусульмане сравнивают положение женщины в Исламе с униженным положением женщины на Западе. Они отмечают, что на Западе женщины трудятся в течение многих часов, ибо испытывают нужду в деньгах. Кроме того, на их плечи ложатся многие заботы по дому, воспитанию детей. И вот западные идеологи утверждают: «От этих работ их трудно освободить!». И добавляют: «Недостойно мусульманкам быть только домохозяйками. Общество нуждается в женщинах — женщинах-лекторах, журналистках, врачах. Мусульманка — специалист по гинекологии может получать очень солидный заработок».
Да, вероятно. Одной из самых характерных черт Ислама — а это подтверждается мнением многих людей — является нерешенность вопроса равенства двух полов в правах политических, социальных и экономических. Но есть принцип «братства», в соответствии с которым женщины, принявшие Ислам, получают большую помощь и поддержку со стороны других женщин-мусульманок, — что отражает социальные ценности Ислама.
Когда действует изначальное
Женщины, принявшие Ислам, рассказывают о своих долгих поисках религии. Некоторые из них были ранее прилежными христианками. Но многие нашли идейное удоволетворение и отклик на свои раздумья в Исламе. Вот что говорит Зуз Кендрик (преподавательница теологии): «Я была студенткой курса теологии. Академические споры и дискуссии стали причиной моего обращения в Ислам. Я отрицаю концепцию «первородного греха»: по Исламу — дети не несут ответственности за поступки своих родителей». Кроме того, заявления о том, что «Бог (Аллах) не всегда является прощающим», с точки зрения мусульман, — богохульство и нечестивость. Многие перешедшие из христианства в Ислам не согласны с концепцией пирамидообразной церковной иерархии и подчеркивают непосредственную связь мусульман с Аллахом. Они также чувствуют потребность англиканской церкви в лидерстве и выражают неудовольствие ее явной «гибкостью». Худа Хитаб (28 лет, приняла Ислам десять лет назад, когда изучала арабский язык в университете) говорит: «Мусульмане не изменяют своих позиций, в то время как христианство меняется. Это подобно заявлению некоторых о том, что занятия сексом до женитьбы не являются зазорным, если только мужчина после всего этого женится на женщине. Обоснование такой позиции слабое. Что касается Ислама, то он всегда имел и имеет твердое мнение как по вопросу секса, так и пятикратной молитвы в день: молитва помогает человеку ощущать присутствие Аллаха всегда».
Изза Хайс (27 лет, была до принятия Ислама протестанткой, училась в Бирмингемском техническом институте) говорит о прошлых днях: «Тогда я исповедовала христианские догмы без какой-либо тени сомнения и колебаний. Одно время я даже пыталась переубедить одного мусульманина в его вере и сделать так, чтобы он принял христианство. Однако все вышло наоборот».
Г-жа Изза (она вышла замуж за мусульманина-пакистанца, имеет от него сына Мухаммада; Ислам привлек ее внимание благодаря его всеобъемлемости, что в корне изменило ее взгляды на веру) добавляет: «Он (муж) представил мне Ислам в такой форме, в какой я нуждалась, чтобы рассеять мои сомнения относительно того, что бытие и Аллах намного больше, чем это представляет христианство. Не существует веры и безверия одновременно. И каждый человек идет по своей дороге жизни. Мусульмане следуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. И каждый человек следует определенной сунне. Посмотри на людей, которые подражают поп-музыкантам. Они читают о них журналы, одеваются так же, как и те. Точно так же помещение людей на обочину дороги, когда заявляют: «Ты верующий, а следуешь этим низменным вещам», не означает признание твоей ошибки. Проблема в том, что люди и их взгляды оцениваются на пробном либерально- демократическом камне, который представляется как общий критерий и правило».
И последнее…
Процесс духовного преобразования вдохновляет: постоянно растет число людей, сомневающихся в системе ценностей своей культуры, ставятся важные вопросы о ситуации, переживаемой западным нравственным наследием, и о том, как можно сохранить и закрепить это наследие. Вероятнее всего, последствия этого процесса, который все еще выглядит весьма скромно, будут положительными. Наличие людей, вставших на позиции Ислама в британском обществе (многие из них имеют высокий культурный уровень), может помочь процессу взаимопонимания между двумя культурами, тому взаимопониманию, на которое указал принц Чарльз в известной речи, произнесенной им на факультете исламоведения Оксфордского университета.
Источник: Татарстан в сети Интернет.