И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(Мф. 6:5-13)
Дорогие друзья, сестры и братья!
С искренней радостью приветствую вас в нашей епархии и в этой церкви. Эта церковь и этот приход были моими в течение многих лет. Поэтому мне всегда радостно возвращаться в эту обстановку, в которой всегда встречались разные люди, находя здесь пространство для того чтобы расти, молчать или говорить во всеуслышание, плакать или смеяться. Действовать или просто быть, продолжая удивляться. Для меня такие возможности значат «быть церковью». Итак, для меня лично встретиться с вами здесь и приветствовать вас в этой церкви – приятная задача.
Я бы хотела, чтобы вы чувствовали, что вам рады, очень рады во всей Церкви и в этой епархии. У вас есть нечто, что нужно нам в нашей Церкви, ‒ мудрость быть чуткими ко всем тем, кто боролся, чтобы быть принятым. Слышать голоса, которые игнорировали, или признавать красоту, которую запрещали ценить. Ваша история – это история тех многих, кто по-разному отличается от нормативного большинства. Мое желание и моя надежда – в том, чтобы ваши истории и ваш путь помогли нашим церквям быть более справедливой и инклюзивной Церковью, в которой Божье Творение и каждый человек могли бы радоваться жизни и ее дарам. Этому отношению и подходу меня научило Евангелие. В моей теологии самое прекрасное слово Бога – «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ». Добро пожаловать со всем, что вы есть, со всем, что есть в вашем опыте, со всей вашей болью и разочарованиями, но также со всей вашей силой, радостью и счастьем. Самое прекрасное слово Бога – «добро пожаловать»!
В тексте Евангелия, который вы только что слышали, есть очень интересное противоречие. Молитва – это очень личное, тайное действие, и все же оно публичное и общее. Иисус говорит, что, когда вы молитесь, вы входите в личное пространство, даже в тайное место, и позволяете вашему Богу услышать о том, что заботит вас или тяготит. Позволяете Богу услышать обо всем, что у вас на уме, в сердце, что рядом с вами. Для меня это ‒ о полномочиях Бога и глубоком понимании демократичной, неиерархичной Церкви. Бог не нуждается ни в разрешении церковного Синода, ни в каком-либо епископском послании, чтобы дать людям приблизиться к Нему и рассказать о своих заботах, счастье или боли. Самое прекрасное слово Бога – «добро пожаловать»: все из вашего собственного словаря, все ваши невысказанные чувства и все слова, которые так и не были поняты, теперь можно высказать Богу, тайно, если вы хотите. Бог знает, что людям нужно обетование, и поэтому у Него нет службы безопасности, и Его офис открыт круглосуточно. Я чувствую и полагаю, что сегодня эта церковь полна такими молящимися, даже тихо шепчущими, которые последовали этому обетованию: вы можете, вам разрешено молиться тайно; у Бога, который создал вас такими, какие вы есть, есть причины слышать вас, понимать вас, успокаивать вас и придавать вам сил. Богу не нужно разрешение церковного закона, чтобы приветствовать вас. Думаю, что это разрешение молиться тайно, будучи советом Иисуса, сегодня переживается в этой церкви. Многие из вас помнят, как это – когда вам или вашей любви не находится места в молитвеннике вашей Церкви или когда вы не можете найти свою идентичность в словаре вашей Церкви.
Однако совет Иисуса делает молитву также и общим делом. Когда вы молитесь, обращаясь к Богу как к Отцу, ваши личные и тайные мольбы все еще здесь, им всегда рады, но молитва также соединяет вас в глобальную сеть: так много тех, кто тайно и шепотом молится о том же, теми же словами, что и вы. Пусть эти молитвы встретятся и соединят нас. Пусть они придадут нам сил выстроить глобальную сеть солидарности и справедливости. Пусть эти молитвы, даже высказанные в тюрьмах или в полном отвержении, будут услышаны нами и политиками, а не только Богом. Пусть эти молитвы откроют нам двери, способы и финансовые ресурсы, чтобы заботиться друг о друге. Самое прекрасное слово Бога – «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ».
Бог просит нас молиться о хлебе насущном. Хлеб, который нам нужно вырастить, чтобы выжить в нашей ежедневной борьбе, сохранить живым наше призвание, есть хлеб обетования Бога. Обетования, которое призывает нас делиться нашими историями, ресурсами, общим опытом боли и мечтаний, относиться друг к другу как к части прекрасного Божьего Творения.
Меня несколько раз спрашивали СМИ, почему я приняла ваше приглашение прочесть проповедь на сегодняшней службе. Ну, что может быть естественнее для епископа, чем проповедовать в одной из своих церквей, когда европейские христиане встречаются в Хельсинки. Просто бизнес, как всегда. Так должно быть. Однако быть с вами сегодня – это мое высказывание о правах человека. Нашей Церкви нужно услышать вас и добавить ваши истории, опыт и надежды в свою повестку дня. Наш насущный хлеб, о котором мы просим в самой универсальной молитве мирового христианства, ‒ это и есть все то, что дает нам силу и ведет нас к отношениям и к общине. Насущный хлеб, о котором мы молимся, ведет нас к радости гостеприимства и заставляет нас делиться. Когда мы переходим от враждебности к гостеприимству, выигрывают все, и Бог радуется с нами и среди нас.
Молитвы в нас и за других суть данная нам пища. Эта пища дает нам силу бороться за права человека для каждого. Она придает нам вдохновения открыто и честно требовать прав человека для тех, кого насиловали или отвергали. Она дает нам мудрость видеть красоту любви у сексуальных меньшинств. Самое прекрасное слово Бога ‒ «добро пожаловать». Это слово Бога заставляет нас идти вперед, дерзать и заботиться друг о друге.
Проповедь сказана 24 мая 2014 г. в Церкви Алпиллы (Хельсинки, Финляндия), для участников Европейского Форума ЛГБТ-христианских групп.
Перевод с английского: Анастасия Иванова.