Для многих людей религия — ключевая часть идентичности, смысл жизни, основа социального мира. Логично предположить, что изменения в этом аспекте повлекут значимые последствия для психики. Глубоко верующий человек, скорее всего, предположит, что изменения будут негативными — повышенный эмоциональный дистресс, изоляция, непредсказуемое и разрушительное поведение. Убежденный атеист, напротив, может предположить позитивный эффект — возможно, ушедший из религии станет более открыт к новым идеям и будет прекрасно себя чувствовать, получив возможность мыслить свободно.
Новое исследование по психологии религии и духовности — одно из первых, в котором вопрос исследуется системно и продолжительно. Результаты в основном описывают людей, покинувших протестантизм, и рисуют сложную картину. По крайней мере для этой группы нет единой схемы изменений, а предсказания и верующего, и атеиста, до определенной степени точны.
Гарри Хуэй (Harry Hui) из Университета Гонгконга и его коллеги предлагали китайским протестантам заполнить один и тот же психологический опросник шесть раз в течение трехлетнего периода. Опросник оценивал их ценности, убеждения и психологические симптомы.
В исследовании участвовали более шестисот испытуемых. Из них 188 человек перестали определять себе как христиане на том или ином этапе исследования. 82% из них стали определять себя как неверующие, некоторые приобрели идентичности католиков, буддистов или даосов, а остальные выбирали ответ «другое».
Группа Хуэя в наибольшей степени была заинтересована в психологических изменениях, которые различались у тех, кто потерял или изменил религиозную идентичность, и тех, кто сохранил ее (группы были однородны по гендерному и возрастному составу; большинство участников опроса были студентами).
Это может показаться удивительным, но исследователи не выявили разницы в изменении структуры личности между людьми, которые оставались религиозными, и теми, кто потерял или изменил религиозную идентичность (по какой-то причине вся выборка показала уменьшение экстраверсии и конформности; показатели для двух групп не отличались). Если говорить о ценностях и убеждениях, у покинувших религию увеличилось убеждение в контроле над судьбой (вера в то, что судьба контролирует жизнь, но человек может вмешаться в этот процесс); и, что неудивительно, у этой группы уменьшилась религиозность.
Самая существенная разница была в том, что те, кто потерял идентичность христиан-протестантов, показали огромную вариативность в психическом благополучии. Примерно у половины ушедших из религии снизился уровень депрессии и тревожности по сравнению с религиозной группой, у другой же половины уровень депрессии и тревоги вырос. Внутри групп также наблюдалась разница в эмоциональной «траектории». В целом у людей, ушедших из религии, существенно наладился сон по сравнению с верующими.
Ключевым фактором такой разницы, судя по всему, является личность и психологическое состояние до отказа о религии. Для более экстравертированных людей с досаточными психологическими ресурсами потеря веры, судя по всему, становилась возможностью для роста и достижения еще большей психологической устойчивости. Соответственно, у более невротичных, ментально и физически уязвимых до потери веры людей с большей степенью увеличивался дистресс после отказа от веры (или, в меньшинстве случаев, смены религии).
«К любой теории, утверждающей, что все люди, покидающие веру, меняются одним и тем же образом, нужно относиться с подозрением, — говорят исследователи. — Отказ от веры не снижает тревожность всех, уходящих из религии; но для некоторых — снижает». Эти данные отличны от данных, полученных в ходе исследований людей, обращавшихся в христианство: у них наблюдалась более простая и однообразная картина улучшения психологических симптомов. «Процесс отказа от веры не стоит рассматривать как психологически идентичный или противоположный процессу обращения в религию», — говорят исследователи.
Данные также позволили исследователям увидеть изначальные психологические различия среди тех, кто позже потерял веру, по сравнению с теми, кто остались в той же религии. Участники, покинувшие религию, чаще были менее эмоционально стабильны, реже доверяли другим, а ценности конформности, традиции и доброжелательности к другим были для них менее значимы, чем ценности саморегуляции, гедонизма и стремления к власти.
Последующие исследования в этой сфере покажут, подтвердятся ли результаты для других религий и культур. Исследователи добавили, что «последующие исследования должны ответить на такие вопросы как, например, насколько долгосрочны психологические симптомы, и не являются ли они только переходными для некоторых людей».
По материалам BPS Research Digest от 6 апреля 2018 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!