Пётр Сахоров. Вопрос о священстве женщин обсуждается в Православной Церкви

Большинству православных верующих у нас в России тема женского священства просто не приходит в голову, а когда им удается случайно что-то об этом услышать, они воспринимают это как совершеннейший нонсенс, иногда с немалым изумлением. Даже наиболее просвещенные среди русских православных, как правило, считают вопрос о священстве женщин чистейшей воды «прихотью» современного Запада и иначе как ересью не называют.

Элизабет Бер-Сижель, Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.
Рукоположение женщин в православной Церкви.
М., Библейско-богословский институт
Св. Апостола Андрея, 2000.


И действительно, возникший на очередном витке западного феминизма вопрос о возможности исполнения женщинами священнического служения был остро поднят сперва протестантами, а затем и католиками. К настоящему времени в большинстве протестантских деноминаций давно уже остались позади бурные дебаты на эту тему и во многих церквах и общинах женщины допускаются до священнического служения. В католической Церкви вопрос этот также поднимался весьма настойчиво, однако Конгрегация вероучения запретила дальнейшее его обсуждение (после чего католики, как и следовало ожидать, стали дискутировать на эту тему с еще пущей страстью).

Казалось бы, православие при его большей тенденции к традиционализму должно оставаться не обуреваемым всеми этими проблемами. Но, оказывается, это не так. Только что в Москве вышла книга «Рукоположение женщин в православной Церкви» (перевод с французского, оригинал опубликован в Париже издательством «Cerf» в 1998 г.). Не стоит пугаться: из названия не следует делать вывод, что женщин уже стали рукополагать. Просто книга знакомит читателя с тем, как в течение последних двух десятилетий в православном мире ведется дискуссия на эту тему, и обстоятельно освещает различные аргументы «за» и «против».

Книга состоит из двух больших статей, во многом пересекающихся и органично дополняющих одна другую. Автор первой из них («Рукоположение женщин обсуждается и в православной Церкви») — французская православная мирянка Элизабет Бер-Сижель, одна из многих уже на Западе православных женщин, профессионально занимающихся богословием. Автор другой статьи («Мужчина, женщина и священство Христово») — известный своими богословскими трудами православный архиерей из Англии, принадлежащий к Вселенскому Патриархату епископ Диоклийский Каллист (Уэр). В первой из статей в очень мягкой и аккуратной форме отстаивается возможность женского священства, а во второй она оспаривается (хотя не менее мягко, без какой-либо категоричности и с признанием необходимости дальнейшего обсуждения).

Да, православные иерархи на Западе не боятся диалога на эту тему. Примечательны в этой связи слова митрополита Сурожского Антония (Блума): «Вопрос о рукоположении женщин еще только ставится. К нам, православным, он идет извне. Он должен стать для нас внутренним вопросом. Он требует от нас внутреннего раскрепощения и глубокой сопричастности Божьему смотрению и воле Божьей».

Процесс такого внутреннего раскрепощения, как явствует из представленной в книге истории освоения современным православием этой проблемы, протекает нелегко и не всегда гладко. Тем не менее среди православных Запада проблема возможности женского священства и, тем более, восстановления раннецерковного института диаконисс живо беспокоит многих (не только женщин) и становится предметом все более пристального изучения. За этим стоит определенно нечто большее, чем просто желание отдельных женщин быть ни в чем не хуже мужчин. «Речь идет о том, чтобы не потерять для церкви этот мир из-за невнимания к его чаяниям, как потеряли в XIX-XX вв. едва ли не весь мир рабочих, — пишет Э.Бер-Сижель. — Простая мирянка, я пытаюсь, как призывал к этому Своих учеников Христос, различить «знамения времени» (Мф 16: 3). Разве не беспрерывно слышится призыв, обращенный к церкви в ее полноте, (*) как к «книжнику, наученному Царству Небесному», «выносить из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13: 52)?».

Следом за другими сторонниками женского священства Э.Бер-Сижель основывается на том, что христианству внутренне присуща идея равного достоинства женщины и мужчины: «Культурный контекст [древности и средневековья. — П.С.] не разрешал институционально выразить такое духовное равенство. Сегодняшний контекст ему благоприятствует, хотя бы в рамках западной культуры».

В книге многосторонне рассматриваются основные аргументы против женского священства. Одним из самых существенных среди них считается аргумент от предания. Не случайно протестанты — в силу того, что они либо полностью отрицают предание, либо не придают ему большого значения, — так быстро сумели решить вопрос о священстве женщин положительно. Совсем иное отношение к преданию у католиков и православных. Епископ Каллист так формулирует этот аргумент: «Если бы Господь предназначил женщин к священнослужению, Он бы дал четкие предписания Своим ученикам, а они, в свою очередь, послушались бы Его. Поскольку верность Священному преданию неотделима от православия, православные экзегеты видят в предании не просто историческое, но и богословское доказательство… Две тысячи лет церковь рукополагала только мужчин. Вправе ли мы менять ту церковную практику, которая не менялась, начиная с апостольских времен?» Однако следом за этим владыка Каллист честно излагает и доводы противоположной стороны, например, такой: «Иисус действительно сделал Своими учениками только мужчин, однако известно и то, что Он избирал на эту роль только обрезанных евреев. Если церковь отклонилась от Его примера, допустив к апостольскому и священническому служению неевреев, то почему бы не поступить так же и в отношении женщин? Если мы не следуем примеру Христа в первом случае, зачем следовать ему во втором?» Каждый из контраргументов он пытается в свою очередь оспорить, не настаивая при этом на окончательности своего суждения и оставляя широкое поле для размышлений.

Вообще обоим авторам свойственна широта видения рассматриваемой ими проблемы. И даже сторонница столь новой для православия идеи, как женское священство, Э.Бер-Сижель предостерегает от каких-то поспешных действий:

«Решение к рукоположению женщин неизбежно привело бы к расколу в православной Церкви. Учитывая такую опасность, смирим свое нетерпение. Самый важный духовный дар — любовь, а она «долготерпит» и «всего надеется» (1 Кор 13: 4-7).

Появился проблеск надежды на возможность мудрого и творческого восстановления женского диаконата. Нужно обсуждать в мире и согласии вопрос, поставленный церквами, которые рукополагают женщин в сан пресвитера. Православные церкви должны терпимо и по-братски понимать, что Дух может обращаться к церкви и через откровения другой церкви. Вопрос — трудный, и воспринимать его нужно в свете божественного чуда, воплощения Бога, которое спасает, освящает и преображает человечество».

© «Русская мысль», Париж, N 4340, 9 ноября 2000 г.

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook