MHG2

Раздел «Свобода убеждений, совести и религии» вошел в доклад Московской Хельсинкской группы «Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2008 года», сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru».

Автором раздела является сопредседатель Института свободы совести (ИСС) Сергей Бурьянов, по мнению которого в России имело место «дальнейшее качественное углубление кризиса реализация свободы мировоззренческого выбора, намеченное в прошлые годы».

По мнению эксперта, «ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений исходит в основном от федеральной власти, а затем и властей в субъектах Российской Федерации. Первые лица власти, начиная с Президента России, полномочные представители в федеральных округах, руководители министерств и ведомств (включая силовые и образования), а также руководители субъектов Российской Федерации и их подчиненные – все эти государственные служащие в нарушение Конституции РФ и действующего законодательства проводят политику неправомерных привилегий для РПЦ МП (иногда некоторых других «основных» конфессий), и, соответственно, неправомерных ограничений для остальных религиозных объединений, как правило, называемых «сектами» и «религиозными экстремистами». Отмечены многочисленные ксенофобские «антисектантские» конференции и выступления государственных служащих, в т.ч. в государственной системе образования».

Серьезные опасения автора раздела доклада вызывает «пропитанная ксенофобией государственная информационная политика, которая выступает инструментом распространения нетолерантных взглядов и подходов», а также «очередная и пока не завершенная попытка узаконить и расширить антиконституционную практику государственной селекции религиозных объединений в форме законопроектов «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности по противодействию экстремизму».

Среди нарушений отмечены несоблюдение принципа правового равенства религиозных объединений; неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности религиозных организаций; рост насильственных акций со стороны «силовых» структур государства, направленных против членов религиозных объединений; рост насилия и актов вандализма на почве нетерпимости и ксенофобии; распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.

Продолжаются инициированные РПЦ МП гонения властей на «альтернативное» православие. О неправомерных гонениях против Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) со стороны государственных чиновников говорится, что они носят системный характер и инициированы РПЦ МП.

Сергей Бурьянов считает, что в условиях заведомо дискриминационного законодательства (в т.ч. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который противоречит Конституции РФ и международным обязательствам России) судебная защита нарушенных прав имеет третьестепенное значение, хотя и признает, что «религиозные организации, обладающие значительными ресурсами для содержания адвокатов, имеют определенное преимущество по отношению к организациям, их не имеющим».

Автор исследования отмечает усиление роли российских правоохранительных органов «в недобром деле нарушений законных прав верующих и религиозных объединений». Особо отмечена в докладе «политика вмешательства власти в дела ислама и набирающая обороты борьба с «исламским терроризмом», «экстремизмом», «ваххабизмом», «хизбуттахризмом», «нурсизмом». В целом, есть основания говорить не только о преследованиях конкретных течений в исламе, но о дискриминации любых мусульманских групп, не подконтрольных официальным духовным управлениям. Зафиксированы факты дискриминации и преследований мусульман в уголовно-исправительной системе.

Антиконституционная религиозная политика «кнута и пряника», вмешательство в деятельность религиозных объединений неизбежно вносят раскол и способствуют радикализации религиозных общностей, в том числе исламских. В конечном итоге «некомпетентная и преступная политика российской власти способствует нарушениям прав человека, сепаратизму, угрозам безопасности граждан и государства», отмечается в докладе Московской Хельсинкской группы.

Критическая оценка дается деятельности Общественной палаты РФ, ряда российских неправительственных и международных организаций. «Представляется, что имеющее место в экспертной и правозащитной среде использование неправовых терминов «секта», «тоталитарная секта», «экстремизм», «религиозный экстремизм», «исламский терроризм» и т.п. не только не способствует достижению толерантности, но напротив, разжигает религиозную рознь и нетерпимость. Вышеупомянутые организации, наряду с властью несут ответственность за системный кризис реализации свободы совести и массовые нарушения законных прав верующих, рост ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений», — говорится в докладе.

По мнению Сергея Бурьянова, кризис реализации свободы совести оказывает негативное влияние не только на положение верующих, но и на все российское общество: «Наряду с ростом ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений, приходится констатировать, что основным итогом кризиса реализации свободы совести в России является системное разложение демократических принципов и институтов, окончательное крушение идеалов гражданского общества, включая права человека».

Источник: портал «Credo.ru»