У нас очень мало задокументированных фактов и свидетельств того, что люди проходили «лечение от гомосексуальности», но в частных беседах многие рассказывают о таком опыте. Поэтому сейчас не очень понятно, действительно ли репаративная терапия в России существует и активно работает. Если вам известны такие факты — пожалуйста, напишите нам. А в этом тексте мы собрали некоторые наблюдения.
Письмо Михаила Черняка Собору всколыхнуло православную общественность в России и заставило задуматься над вопросом принятия ЛГБТ в православных церквях. В ответных материалах некоторые служители осторожно признавались в отсутствии возможностей для поддержки и работы с ЛГБТ-людьми: «Мы не можем предложить помощь. Для начала, хорошо бы нам решить как поступать самим. Нужны материалы, книги, центры реабилитации. Нужна воля Церкви. А пока – предложить им лично, а не от лица организации прибегать к разговорам с духовниками. Мы их должны готовить. Говорить с ними нужно. Но лишь предлагая взамен решение. Реабилитация – это единственное, что мы можем пока предложить».
К сожалению, предлагаемые решения базируются на том, что гомосексуалов нужно лечить и реабилитировать. Увы, можно ожидать, что скоро церкви предложат такую «реабилитацию», и в этом материале мы попробуем предположить, как она будет выглядеть.
Сейчас в России существует около 400 только протестантских реабилитационных центров и 43 православных, которые работают в основном с людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостями. Программы реабилитационных центров довольно похожи друг на друга, многие методики заимствованы на западе (от «12 шагов» до принципов психологического консультирования) и успешно внедряются в России.
Казалось бы, причем тут гомосексуалы?
Некоторые протестантские центры используют в своей работе программу «Teen challenge», которая была разработана в 1958 году пастором «Ассамблей Бога» Дэвидом Уилкерсоном. Изначально она была ориентирована на подростков, потом появились отдельные программы для взрослых мужчин и женщин. Это программа активно работает в российской протестантской среде: проводятся специальные школы для работников реабилитационных центров и пасторов. И опять же причем тут гомосексуалы?
Дело в том, что программа «Teen challenge» ориентирована на работу с «зависимостями, которые влияют на жизнь». На основном сайте программы ничего не говорится о «реабилитации» гомосексуалов, но простой поиск в Интернете выдает очень много историй гомосексуалов, кто проходил там терапию. Иными словами, гомосексуальность понимается как зависимость, которую нужно лечить. Что ж, в этом американские простестанты и русские православные сходятся.
Ниже мы приводим историю одного из бывших участников программы.
«Мой опыт с программой Teen Challenge начался в августе 2007 года, мне было 24 года, меня обвинили в пьяном вождении, когда я ехал из гей-бара. Это первый раз, когда я нарвался на штраф. До этого я три года боролся с последствиями моего камин-аута перед семьей и друзьями, а также посещал частный библейский колледж. <...>
В конце концов суд назначил мне посещение программы Teen Challenge в Западном Мичигане.
Четыре месяца я провел в центре программы: все решения относительно меня принимались директором, который руководствовался настольной книгой, состоящей из 111 правил. Большая часть из этих правил предназначены для того, чтобы подчинить участников программы лидерам, которые считаются назначенными Богом и говорят Духом Святым. Физическим проявлением их «власти» считается «говорение на языках».
В этой программе нам было запрещено смотреть на женщин. Мужчины и женщины сидели в разных концах церкви, и, если женщины пели или свидетельствовали, то они находились за перегородкой так, чтобы мы могли видеть только их глаза.
Участникам с психологическими проблемами часто запрещали принимать прописанные врачом лекарства. Если ты принимаешь лекарства, это значит, что ты проявляешь недостаточно веры в то, что Иисус может исцелить тебя.
Повседневная жизнь состояла из посещений церкви, изучений Библии, трудовых послушаний и двухчасовой молитвы на коленях. Нужно было действительно стоять на коленях, иначе тебе грозили проблемы. Участникам нельзя было обсуждать свои зависимости, в моем случае — гомосексуальность. Можно было говорить только о Боге и Писании, которое нужно было заучивать.<...> Для критического мышления практически не было места, ожидалось, что мы будем просто вставлять правильные ответы. <...>
Они учат, что «публичные ЛГБТ-кампании пытаются представить гомосексуалов и лесбиянок нормальными, здоровыми, обычными людьми, но это неправда. Бывшие гомосексуалы описывают отвратительную жизнь, полную извращений и сексуальной одержимости. Согласно исследованиям, только 2% гомосексуалов доживают до 65 в то время, для гетеросексуалов этот показатель находится в диапазоне от 57 до 80 процентов. Очевидно, что с моральной, духовной, физической и психологической точки зрения гомосексуальность не приносит личных и социальных преимуществ. Более того, история показывает, что гомосексуальность подрывает личность, семью и общество в целом».
Полезно ли учить, что гомосексуалы подрывают общество? Это реально может помочь?
Исходя из своего опыта в Teen Challenge, я бы сказал, что нет.
В таком окружении тебя учат, что все твои права принадлежат Богу и лидерам программы, которые говорят от лица Бога, у гомосексуальных участников просто нет шанса задуматься над тем, чему же их учат. В этой программе люди «меняются», потому что им сказали, как отвечать. Некоторые из их положений мне помогли: например, когда у тебя каждая минута расписана, это наводит порядок в жизни. Однако вся программа вредна для участников, особенно ЛГБТ-людей.
Такие программы негативно сказываются на ЛГБТ-людях, я свидетельствую на своем опыте: Teen challenge оказала долгосрочное негативное влияние на мою самооценку».
Что в итоге?
Сейчас в России уже существуют программы реабилитации гомосексуалов: так об «исцелениях» регулярно сообщает христианский центр «Восстановление» пятидесятников, в социальных сетях есть служения, проводятся встречи, пока только с отчетливо протестантским бэкграундом. Но, как мы знаем, РПЦ поддерживает тесные контакты с протестантами-фундаменталистами (в частности со служением Билли Грэма), поэтому усвоение протестантских практик «реабилитации» гомосексуалов не заставит себя ждать. А физическая база для этого в виде сотен реабилитационных центров уже есть.
Вопрос только в том, сколько самоубийств случится в результате таких практик. Сколько людей потом будут вынуждены бороться с заниженной самооценкой и восстанавливаться после «реабилитации». И как на это отреагирует профессиональное психологическое сообщество России.
Татьяна Лехаткова, специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: