Мракобесие «православных активистов» не знает предела. В Саратове православная общественная организации «Солидарность» собирает подписи за возвращение в УК статьи за мужеложство. Лидер организации Владимир Росляковский сообщил, что за первые три дня было собрано 34 тысячи подписей.
Известный своей клерикальной ангажированностью ресурс Regions.ru опросил религиозных деятелей России, что они думаю по этому поводу. Среди опрошенных 1 православный публицист, 5 священников, 2 представителя ислама и 1 представитель иудаизма.
Православный публицист Сергей Худиеев:
Если говорить о запрете на пропаганду гомосексуализма несовершеннолетним, то я полагаю, что он полностью оправдан… Когда речь идет о публичном пространстве, тем более, об угрозе навязывания соответствующего порока на государственном уровне (как это уже происходит в некоторых других странах), мы можем и должны этому противиться. Но вот преследовать людей, предающихся своему несчастью где-то за задернутыми занавесками, людей, которые отнюдь ни к кому не ломятся — это дело совсем другое. И вот оно совершенно неоправданно.
Гомосексуальное поведение, несомненно, греховно — как и любая вообще сексуальная активность вне брака. Попытки как-то переистолковать Писание, чтобы выкинуть из него ясное осуждение этого греха, выглядят настолько беспомощно ложными, что их просто неловко читать. Но пытаться использовать Библию в качестве уголовного кодекса — значит напрашиваться на большие неприятности. Библия порицает отнюдь не только этот грех…
Как насчет статьи за блуд? За пьянство? За злоречие? Если грехи перед Богом должно наказывать государство, то у нас нет оснований выделять какие-то одни грехи — мол, однополых блудников за решетку, а обычные — пусть гуляют, и, если хотят, предаются пьянству и злословию сколько угодно. Это было бы весьма отвратительным лицемерием.
Пытаться принудить неверующего жить по христианским заповедям бессмысленно — у него нет на это ни его личного произволения, ни благодати Божией, ни мотивации, ни сил… Еще более бессмысленно звать городового, чтобы он принудил его к этому — во-первых, к каждому городового не приставишь, во-вторых, энтузиазм самого городового в деле насаждения добродетели и искоренения порока не стоит преувеличивать… Требовать от людей, чтобы они вели себя, как христиане, в то время как они не только не христиане, но и о Христе едва ли имеют представление, было бы нелепо. Мы не можем устрашить перспективой лишиться Царства тех, кто в любом случае ему пока чужд. Тем более бессмысленно пытаться устрашить их городовым.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ:
Я совершенно согласен с С. Худиевым.
Сам я считаю содомский грех отвратительным и часто говорю об этом в проповедях. Люди, которые в него впадают, вычеркивают себя из христианства.
Но дело в том, что мир лежит во зле. А раз так, — по поводу любого зла, которое люди частным образом исполняют, мы не должны обращаться к государству. В этом я полностью согласен с Худиевым.
Вообще не дело православных призывать к репрессиям. У нас достаточно вполне приличных законов — дай Бог, чтобы они исполнялись.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине:
У меня такое впечатление, что люди делятся на две части. Одни ненавидят насилие, другие его любят. Эта любовь к насилию одевается в самые разные одежды — в том числе и в одежды веры, приобретая своего рода сакральную санкцию. Это, конечно, совершенно недопустимо.
Думаю, что С. Худиев совершенно прав. Ведь действительно так можно дойти до уголовных наказаний и за супружескую измену или развод и т.д.
Что мужеложство было уголовно наказуемым во времена Сталина, вполне согласовывалось с массовыми репрессиями, концлагерями и т.д. Но мы все-таки должны понимать, что в принципе дух насилия в человеческом обществе недопустим.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:
Я согласен с С. Худиевым — хотя озабоченность саратовских активистов тоже понятна. Но они все таки смешивают вещи из разных измерений. Одно дело, позиция христиан; другое дело – светское государство.
Если бы у нас было православное государство, в котором законодательство, в том числе и уголовный кодекс, выстраивается в соответствии с Божиими заповедями, тогда понятно. А сейчас — Церковь безусловно осуждает это явление, но при чем здесь Уголовный кодекс? Уголовный кодекс должен преследовать пропаганду гомосексуализма и растление малолетних.
Увы, это явление присутствует в нашей жизни. Это действительно тяжелый крест, который вынуждены нести очень многие люди. Если их всех подвести под уголовное наказание, проблема не будет решена. Вообще нравственные проблемы с помощью уголовного преследования не решаются.
Понятно, что государство должно заботиться о нравственном здоровье своих граждан. Но другими методами. Это, например, пропаганда именно нравственных ценностей. Но все-таки Господь изначально дал человеку свободу, и тот сам должен решать — быть ему со Христом или против Христа. В это мы не можем вмешиваться и заставлять всех жить по Христу. Всякое взывание к уголовному кодексу свидетельствует о нашей, я бы сказал, беспомощности – беспомощности примера нашей собственной жизни и нашей проповеди христианских идеалов.
Насилие, понятно, должно быть наказано. Но призывать к уголовному преследованию тех, кому тяжек этот крест, кто поддался этому искушению, — это как-то не по-христиански. Разве уголовное преследование этого явления в советское время принесло положительные нравственные и духовные плоды?
Надо все-таки четко разделять пропаганду греха, насилие над волей человека — и личную жизнь человека, когда он сам выбирает, жить ему с Богом или без Него. Иначе придется сажать и атеистов, которые хотят жить без Бога. Логика ведь та же самая.
С. Худиев очень точно и правильно расставил акценты. А иным православным активистам не помешало бы иметь трезвое понимание — кто мы и где мы, и что, увы, нормы христианской жизни не обязательны для людей, живущих в светском государстве.
Игумен Лука (Степанов), Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета:
Если не доверяться своему уму, возмущающемуся насилием над природой, которое добровольно совершается в кругах извращенцев, а внимать Писанию, то мы видим позицию апостольскую, — не призывающую к внешнему наказанию тех, кто растлен противоестественным грехом содомии. О таких говорит апостол: «Мужчины на мужчинах делают срам и получают в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1 : 27). Это довольно четкая позиция.
Никоим образом общество не должно допускать расползания этого порока, тем более через СМИ или какие-то там шествия, поскольку приобщение к этому пороку непременно ведет к деградации личности, к физиологическому и душевному распаду. Но второй раз казнить, когда внутренняя казнь уже осуществляется в самих носителях этой мерзости, — это не дело Церкви. Тем боле, для этого есть не только первый суд самих себе, суд совести, но и неизбежен второй суд, суд страшный, о котором в Писании сказано, что всякие блудодеи, в том числе содомиты, Царствия Божия не наследуют. Эти доводы Священного Писания располагают нас к болезнованию об этом «голубом отряде», ко всякому желанию и молитве об их исцелении и возвращении из тяжкого их заблуждения.
Так что надо искать в обществе здоровую реакцию на нездоровое явление, а не искать уголовного отмщения. Но это требует воспитания, духовного просвещения наших детей, по поводу чего никак не достучаться до власти, которая систему образования считает каким-то придатком экономики, а не делом душевного здоровья нации.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ:
Я согласен с Сергеем Худиевым и опасаюсь, что саратовская инициатива просто станет очередным поводом, коих уже и без того немало, для фонтанов ненависти в отношении Церкви со стороны СМИ.
Безусловно, необходима жесткая борьба с пропагандой гомосексуализма, но инициатива саратовцев приведет только к отрицательному эффекту, и поднимется очередная волна против православия. Вот ужесточить наказание по уголовным статьям за совращение несовершеннолетних – да, это необходимо, как и ввести борьбу с пропагандой гомосексуализма.
Зиновий Коган, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Я согласен с доводами Сергея Худиева: одно дело — признавать мужеложство грехом, а другое– уголовно преследовать этот грех. Кстати, уголовное преследование и нереально, поскольку будут нарушаться статьи из Конституции РФ. И еще мы должны помнить: свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Право на частную жизнь никто из нас не отменял, хотя частная жизнь может быть и греховной. Но не всякий грех подлежит уголовному наказанию в светском государстве. Поэтому мы можем о грехе говорить, объяснять, почему это грех, и всячески ограждать детей от этой грязи. Но не стоит доходить до такой крайности, как инициатива саратовских активистов.
Джафар Бикмаев, Муфтий Ростовской области:
На региональном уровне такою статью вполне можно включить в местное законодательство, но не более того. Я жил в советское время, прекрасно помню те времена: из такой статьи в УК получается инструмент давления на людей.
Запрета на пропаганду гомосексуализма вполне достаточно. А если пойти дальше, вслед за инициативой саратовских активистов, и ввести в УК статью о мужеложстве, то обвинения посыплются на многих невинных людей. А ведь замарать честь и достоинство очень легко, а вот очистить репутацию уже сложнее.
Так что вполне достаточно запрета на пропаганду гомосексуализма, в отдельной статье Уголовного кодекса о мужеложстве я не вижу смысла.
Шафиг Пшихачев, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:
Я не согласен с доводами Сергея Худиева и поддерживаю саратовских православных братьев.
Вообще интересный момент: относиться равнодушно к тому, что где-то за занавеской тихо предаются мужеложству. Но мы же знаем, всякая нечисть все равно вылезет наружу. Тем более, сегодня в Европе есть мощный рупор на эту тему, и там уже не за занавеской люди этим занимаются.
Если не запрещать сразу такие явления, как гомосексуализм, то на улицах все больше будет соблазнов демонстрировать и пропагандировать этот грех. Что бы мы ни говорили о законе про запрет на пропаганду, лазейки в нашей стране в законодательстве найдут всегда. Поэтому мое убежденное мнение: статья в Уголовном кодексе за мужеложство должна быть.