Бетци Бальестерос (Betzy Ballesteros), двадцатишестилетняя трансгендерная женщина, вовлеченная в проституцию, устроила у себя дома часовню Санта Муэрте (Святой Смерти) — мексиканской народной святой.
Вокруг статуи стоят фотографии убитых подруг, свечи, лежат сладости. На одной из фотографий — женщина, убитая 11 марта, чье тело нашли в чемодане у дороги (по делу об убийстве был задержан подозреваемый, но подробности до сих пор неизвестны).
Насилие против трансгендерных женщин очень распространено в Мексике — в том числе из-за того, что дискриминация в трудовой сфере вынуждает их заниматься проституцией.
Санта Муэрте с ее женской формой и ассоциацией со смертью особенно привлекательна для трансгендерных женщин, вовлеченных в проституцию, из-за того, что они постоянно сталкиваются с угрозой насилия от клиентов и трансфобией.
Официальные фигуры святых, популярные в Мексике — такие, как Дева Мария Гваделупская — неземные существа. Санта Муэрте же обращается ко всем, чьи проблемы и желания маргинальны. Почитательницы Санта Муэрте просят у нее защиты.
«Большинство из нас верят в Санта Муэрте, — говорит Бальестерос. — Она — наш Бог. Я прошу ее защитить меня от опасности, дать работу и клиентов.»
Корни синкретического культа Санта Муэрте лежат в европейском католичестве и ацтекских верованиях.
Католическая церковь называет этот культ сатанинским, он часто связывается с употреблением наркотиков. И тем не менее, почитание святой все больше распространяется и в Северной, и в Южной Америке.
«Мексиканские католики и евангелики обычно считают трансгендерность выбором, — говорит Эндрю Чеснат (Andrew Chesnut), исследователь культа Санта Муэрте. — Но эта святая находится вне католической и евангелической церквей. Именно это делает ее привлекательной — последовательницы чувствуют, что она не будет их осуждать.»
Трансгендерных женщин отвергают в крупных церквях. Бальестерос рассказывает о своем опыте: «Я пошла на мессу с несколькими трансгендерными подругами. Священник, увидев нас, прервал проповедь и потребовал покинуть дом Бога. После этого я решила, что больше туда не вернусь».
Преподобный Уго Вальдемар Ромеро (Hugo Valdemar Romero), пресс-секретарь архидиоцеза Мехико, утверждает, что церковь не изгоняет трансгендерных людей. Но он верит, что трансгендерные люди больны.
«Конечно, насилие над собственной биологией недопустимо, — говорит он. — В природе все очень четко: есть мужчины, а есть женщины».
Культ Санта Муэрте Ромеро называет еретическим: «Настоящая религия хочет, чтобы ее последователи исполняли волю Бога, а не наоборот. Если они выбирают другую церковь или верования, которые оправдывают то, что они делают, то они ищут бога, созданного по их подобию.»
Несмотря на то, что церковь выступает против культа Санта Муэрте, многие его последователи считают себя католиками.
По данным правозащитной организации «Трансгендерная Европа» (Transgender Europe), в промежутке с января 2008 года по апрель 2016 года в Мексике было убито 247 трансгендерных людей. Это один из самых высоких уровней насилия в отношении этой группы в мире.
Средняя продолжительность жизни трансгендерных женщин в Латинской Америке — 35 лет.
В мексиканском обществе трансгендерные женщины буквально невидимы, если только речь не идет об убийстве. Но даже убийство 11 марта оказалось на последних страницах местных газет.
Трансгендерная активистка Ари Вера Моралес (Ari Vera Morales) была исключена из педагогического института.
«Мне сказали, что я создаю негативный образ, — говорит она. — Если ты трансгендерная женщина в Мексике — значит, твоя идентичность и твое существование находятся вне закона».
Санта Муэрте играет важную роль в жизни этого сообщества: она помогает объединяться женщинам, у которых нет голоса, нет видимости.
«Когда мне было четырнадцать, мама выгнала меня из дома, и я жила у подруги, — говоит Бальестерос. — У нее был большой алтарь. Я узнала о культе, о смерти, о том, для чего все это».
По материалам Religion News Service от 31 марта 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!