Проблема специфики женщины в ее социальном существовании, возможности и способности самореализоваться в общественном континууме уже давно стала объектом рассмотрения представителей различных гуманитарных и социальных наук. Высокий уровень интенсивности религиозных переживаний женщины сейчас является объектом пристального внимания представителей различных научных направлений и школ.
Все многообразие ракурсов, тем и подходов, на наш взгляд, позволяет выделить две группы исследователей — сторонники феминистского подхода в анализе любых проблем, связанных с полом, и, если так можно выразиться, гендерно незаинтересованные исследователи.
Первые делают акцент непосредственно на том, насколько женское начало было деформировано под воздействием религий «патриархального толка». Соответственно, и социальные стратегии поведения рассматриваются как принудительно вытекающие из религиозной системы, имеющей насильственную природу. К этому направлению относятся М. Дали, Дж. Пласков, Р. Шоп, Ю. Кристева, С. Гриффин, А. Рич, Р. Рушер, Л. Иригарей и др.
Примечательно, что первые сторонницы «новой» теологии феминного толка не стремились выйти за границы христианского мировоззрения, хотя бы потому, что были выпускницами теологических факультетов католических университетов (К. Борессен, Р. Рютер, Л. Рассел, Р. Хогтон). Более радикальное крыло — Т. Роззак, И. Ильич, М. Дэйли — уже предлагают отказаться от патриархальной религии в целом как наносящей ущерб человеческой культуре. Пример подобного подхода в отечественном феминистском движении — работы В. Суковатой.
Очень показательным, на наш взгляд, представляется описание сконструированной самими феминистками вероучительной системы. Учение старается вобрать в себя то, что сами сторонники феминизма считают неотъемлемыми характеристиками именно женского мировоззрения. Если обратить внимание на те ценности, которые выводятся автором как наиболее высокие — целостность, единобытие и экосознание, — становится очевидным, что в качестве альтернативы «репрессивным» традиционным религиям предлагается новая мифология. Идеологи феминизма не обращают внимания на то обстоятельство, что мифологическая система, которую они пропагандируют, почти не учитывает специфики именно женщины как индивида и социального существа.
Следующим шагом представительниц феминистского движения стала разработка богословской системы, разрабатывающей проблему нахождения женщины в религиозном пространстве. Теологические построения в феминизме наследуют архаические способы мировосприятия, сочетая их с элементами светского решения проблемы отношения к сакральному началу. Представители феминистской теологии, ссылаясь на мнение «революционного теолога» Ш. Кэрон, выделяют десять основных категорий, которые, по их мнению, описывают специфику женского религиозного опыта:
— использование женского культурного, социального и биологическом опыта жизни в качестве центрального ядра культуры;
— рассмотрение патриархата как наибольшего в цивилизационном аспекте зла, репрессирующего женское начало в социально-культурной и в духовной сфере;
— упор на индивидуалистическую основу в формировании духовных ценностей и символов субъекта; отказ от иерархической структуры в организации социума и религиозной системы, а также от положений о наличии в обществе элитарных групп, занимающих более высокое положение; развитие идеи нераздельности существования всех членов социума;
— представление о равенстве всех индивидов, вне зависимости от пола, возраста, участия во власти, этнической и конфессиональной принадлежности, сексуальной ориентации, расы, цвета кожи и физических недостатков, в том, что касается свободного, полного и публичного участия в распределении общих благ и выражения собственных духовных потребностей;
— необходимость феминизации церковного языка.
Новые теологи уверены, что на основе предложенных положений в полной мере будут реализованы разнообразные формы и способы выражения женской духовности. Предполагается, что подобный подход расширит понимание религиозности. Антонимом ожидаемой веротерпимости называют «женофобскую модель», которая была сформирована в результате возвеличивания христианского идеала непорочного зачатия и рождения. Патриархальным религиям приписывается также «навязывание» женщине мотива страданий как единственно возможного пути искупления.
Предложенная концепция, по нашему мнению, является не столько научным суждением по поводу женской религиозности, сколько источником для изучения данного феномена. Помимо собственно протестных заявлений и критики традиционной религиозности во всех ее вариантах, сама феминистская теология не предлагает ничего нового в развитии богословских концепций, в том числе — и в аспекте роли женщины в религиозном пространстве.
Источник: © Religo.ru :: Эксперты о религии.
25 сентября 2012.
Следите за нашими новостями!